Нефтяные фонды, использующие заемные средства для торговли, получили доходность в размере 90%, показав один из лучших результатов.
Однако инвесторы вывели $325 млн из двух крупнейших биржевых продуктов, которые нацелены удвоить или даже утроить ежедневную прибыль по фьючерсным контрактам на американскую сырую нефть, а это уже сигнал о том, что на самом деле на этом рискованном рынке все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Отчасти это связано с тем, что получить прибыль от биржевых продуктов с использованием заемных средств сложнее, чем многие думают. Они считаются инструментом для внутридневной торговли и далеко не всегда подходят для более долгосрочных инвесторов, не понимающих механики этого сегмента. Правильно предсказать рост цен — это лишь одна из важных составляющих.
С начала года нефть активно дорожает. Американские фьючерсы потяжелели более чем на 28% на отступлении опасений по поводу профицита мирового предложения. На этой неделе цены получили дополнительный импульс — поставки из Венесуэлы продолжают сокращаться, а Саудовская Аравия, негласный лидер ОПЕК, просигнализировала о дальнейшем ограничении производства и экспорта. После вчерашнего отчета Минэнерго, отразившего сокращение запасов и добычи черного золота в США, фьючерсы на WTI дотянулись до 4-месячного максимума, закрывшись в Нью-Йорке на отметке $58.26.
В условиях роста цен ставки на нефть выглядят вполне логично. Фонд VelocityShares 3X Long Crude Oil, который намерен утроить прибыль от американских контрактов, с начала года вырос на 89%, United States 3X Oil Fund — 88%, тогда как The ProShares Ultra Bloomberg Crude Oil ETF увеличился на 54%.
Высокие ставки — серьезные риски
Бычьи фонды с тройным левериждем, как правило, чувствуют себя хорошо в условиях устойчивого роста, но несут серьезные потери при развороте рынка. Ситуация усложняется необходимостью в ежедневной ребалансировке, которая способна ухудшить показатели прибыли даже при росте цен, особенно на волатильных рынках. Неожиданные убытки могут принести глубокое разочарование инвесторам, которые не разбираются в специфике рынка.
«Чтобы чувствовать себя хорошо, нужно принять два верных решения. Первое — общий вектор движения рынка, и это очевидно для большинства инвесторов. А неочевидный аспект состоит в том, чтобы угадать дальнейшее направление и устойчивость этого движения», — отмечает Элизабет Кашнер, глава исследований ETF и аналитики в FactSet.
К примеру, за день нефть подорожала на 5%. Инвестиция $100 в нефтяной ETF с тройным левериджем в конце дня составляет $115. Затем фонд покупает больше фьючерсов, чтобы перенести экспозицию на следующий день. Если на следующий день нефть дешевеет на 5%, инвестор теряет $17.25, получая в итоге $97.75 — меньше, чем внесенная два дня назад сумма.
«При такой схеме, даже если рынок в целом движется в выбранном вами направлении, в итоге вы можете оказаться неприятно удивлены», — предупреждает Кашнер.
Временами дивергенция бывает существенной. К примеру, в прошлом году, продукты с тройным левериждем потеряли около 40%, тогда как цены на нефть снизились всего на 7%.
Фактор фьючерсов
Эти неприятные сюрпризы — одна из причин, по которой некоторые брокерские платформы, включая Schwab Corp. и Vanguard Group, вводят ограничения для инвесторов. Еще в 2012 году SEC предупредила инвесторов, что ETF с левериджем являются потенциально «неподходящими для долгосрочных инвесторов».
Даже те инвесторы, которые избегают левериджа, могут оказаться сбитыми с толку. Инвестирующие в нефть ETF не совершают физических покупок, имея дело с фьючерсными контрактами. Фьючерсы истекают каждый месяц, и фондам приходится продавать истекающие контракты, заменяя их другими. Когда фьючерсы на ближайший месяц обходятся дешевле контрактов на последующий месяц — явление, известное под названием «контанго» — ETF покупают по высокой цене и продают по низкой для поддержания экспозиции.
Большую часть прошлого десятилетия нефтяные фьючерсы пребывали в состоянии контанго. Но ситуация изменилась в начале прошлого года. Теперь фонды продают по высокой цене и покупают по низкой при истечении ежемесячных контрактов. С начала 2018 года до середины октября, когда рынок вернулся в состояние контанго, U.S. Oil Fund вырос на 23%, а нефть подорожала на 15%, а затем фьючерсы опередили фонд.
По теме:
Нефть установила новый максимум года
Morningstar: аномалия на рынке нефти сохранится до 2020 года
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Wall Street Journal