Новые источники неопределенности появляются на рынках ежедневно, так что перспективы замедления мировой экономики уже никого не удивляют. И пока институты, управляющие глобальной экономикой, остаются в сомнениях, следует ожидать дальнейшего ухудшения ситуации.
Мировая экономика сдает позиции, причем во многом из-за глубокого и повсеместного ощущения неопределенности, одним из главных источников которой является затянувшаяся торговая война между США и Китаем.
Как отмечает профессор экономики из Стэнфордского университета Лоуренс Дж. Лау, проблема не в том, что взаимные пошлины оказали особенно масштабное влияние (за исключением отдельных секторов экономик двух стран). Скорее, этот конфликт поставил под сомнение будущую целостность мировой экономики, спровоцировав тем самым сокращение инвестиций и потребления в КНР и США, а также в других странах, которые являются их торговыми партнерами.
Более того, китайское государство расширило свою роль в экономике. Государственные предприятия снова нанимают молодых специалистов, особенно в банковском секторе, хотя многие из этих предприятий на самом деле лучше было бы реструктурировать. В то же время, многие компании частного сектора сталкиваются с дефицитом доступного кредитования, в связи с чем на горизонте замаячили банкротства. Периодические интервенции властей, направленные на коррекцию этой давней асимметрии, оказываются неэффективными.
Что касается США, экономика выходит из проциклического стимулирования, после которого «похмелье» неизбежно. И до недавнего времени Федрезерв ужесточал монетарную политику, а эффект от повышения процентных ставок был отсрочен мерами администрации Трампа, которая снизила налоги в декабре 2017 года.
Тем временем, согласно недавнему отчету Совета по международным отношениям, число вакансий в промышленном, строительном и горнодобывающем секторах, относительно ограничено, тогда как количество свободных рабочих мест в сфере услуг растет. В целом рост производительности замедляется, усиливая давление на долгосрочный рост экономики.
В отчете глобального института McKinsey говорится, что эта тенденция отчасти обусловлена отставанием в применении новых цифровых технологий. Еще один фактор — растущее несоответствие квалификации, которое внесло вклад в отсутствие мобильности между традиционными «синими воротничками» и сферой услуг.
Политика подливает масла в огонь
Неопределенность усиливают события на политической арене. В США никто не знает, кто возглавит правительство после выборов 2020 года — будет ли это Трамп, новая демократическая администрация из центристов или ультралевых. Диапазон возможных сценариев — от судебных дел о нарушении антитрестовского закона в отношении крупных цифровых платформ до программ единой системы здравоохранения и масштабных изменений в системе налогообложения — самый широкий за несколько десятилетий.
Ситуация в Европе не лучше. На волне роста национализма и популизма партии анти-истеблишмента либо укрепили свои позиции, либо пришли к власти во многих странах. В свете этих событий вероятность реализации необходимых структурных реформ в Евросоюзе снижается. Два единственных лидера, которые могут протолкнуть эти меры — канцлер Германии Меркель и президент Франции Макрон — теряют свою политическую силу. Меркель уже заявила, что этот срок будет последним и она больше не будет претендовать на пост канцлера, а Макрон с ноября имеет дело с массовыми протестами в своей стране.
В мае все внимание будет направлено на выборы в Европарламент, которые могут привести к радикальным перестановкам в Европейском совете и Комиссии. Усложняет ситуацию продолжающаяся сага о Брекзите, которая только повышает градус неопределенности.
Экономический фактор
На экономическом фронте, проблемы Германии — ввиду крупного промышленного сектора и высоким рискам, связанным с Китаем — уже начали распространяться по всей Европе. Италия довольствуется скромным ростом уже на протяжении двух десятилетий, а безработица среди молодежи достигла недопустимо высоких 32%. Что еже хуже, итальянское правительство вступило в конфронтацию с ЕС в вопросе финансово-бюджетного режима, но не располагает убедительным планом для достижения долгосрочных целей роста. Суверенный долг страны взлетел до 140% от ВВП, и это повод для беспокойства о том, что скачок доходности государственных облигаций может спровоцировать финансовый кризис по аналогии с ситуацией 2010-2012 гг.
Если это произойдет, чем ответит ЕЦБ? Неясно. В любом случае отсутствие уверенного роста экономики усугубит положение итальянского банковского сектора, поскольку проблемные долги имеют свойство расти по мере обострения проблем. Это, в свою очередь, приведет к ужесточению условий кредитования и навредит еще здоровым секторам экономики страны.
В более широком контексте Европа отстает от других регионов в вопросе инноваций и применения новых цифровых технологий. Но цифровые технологии сами по себе тоже привносят некоторую неопределенность на глобальном уровне. Масштабы, в которых цифровые платформы способны влиять на политические процессы, неизвестны. Но есть достаточные доказательства того, что технологии обостряют социальные перекосы и облегчают влияние на демократические выборы.
Глобальная трансформация
Мировая экономика переживает масштабный переходный период на фоне роста развивающихся экономик, особенно в Азии, цифровой трансформации бизнес-моделей и мировых цепочек поставок. Доля сектора услуг в мировой торговле растет, и сейчас осуществляется поиск новых источников сравнительных преимуществ. Локация конечных рынков и конфигурация цепочек поставок переживают изменения. И несмотря на очевидную необходимость перезагрузки систем международного управления, у действующих институтов не хватает сил, чтобы реализовать эти изменения самостоятельно, а ведущие экономические державы, похоже, не ставят перед собой такой задачи.
В своей совокупности эти неоднородные экономические и политические тенденции либо приведут к новому мировому кризису, либо нет. В любом случае их наличие гарантирует продолжительный период неопределенности. В таких условиях осторожность может стать главным девизом для компаний, инвесторов, потребителей и даже самих правительств. Но осторожность тоже требует расплаты: компании и страны, которые недостаточно инвестируют, например, в новые цифровые технологии, могут сойти с дистанции. И пока институты, управляющие глобальной экономикой, остаются в сомнениях, следует ожидать дальнейшего ухудшения ситуации.
По теме:
Нефть растет с оглядкой на риск глобального экономического замедления
Поражение Трампа на выборах президента может сделать американцев намного богаче
Рецессия поставит миллионы американцев на грань выживания
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания Project Syndicate