На фото: Владимир Путин принимает в Кремле наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана Аль Сауда
Когда ОПЕК собиралась на саммите в Вене в декабре 2018 года, организация была на грани развала. Цены на нефть рухнули, Иран, Ливия и Венесуэла отказывались сокращать добычу, Катар ушел. При этом Дональд Трамп открыто давил на Саудовскую Аравию, чтобы та сохраняла цены на нефть на низком уровне. Переговоры шли к откровенному провалу, однако Россия сыграла ключевую роль в разрешении конфликта.
По словам главного сырьевого стратега RBC Capital Markets Хелимы Крофта, Россия теперь играет роль доктора ОПЕК. WSJ цитирует слова министра энергетики Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха, который в марте пошутил, что общается с Александром Новаком чаще, чем с некоторыми коллегами в собственном кабинете.
«Мы встретились 12 раз в 2018 году», — сообщил аль-Фалих на мартовской пресс-конференции.
Перед декабрьской встречей ОПЕК цены на нефть всего за полтора месяца рухнули на 30%. Саудовской Аравии жизненно необходимо было единогласное решение о сокращении производства, чтобы поддержать цены. Однако в ноябре США ввели санкции против Ирана, поэтому страна не хотела соглашаться на участие в сделке. Ливия и Венесуэла были отягощены внутренними бытовыми проблемами и также не соглашались урезать производство.
В дополнение к этому Катар заявил, что намерен покинуть ОПЕК. Один из катарских чиновников, как утверждает WSJ, заявлял, что будто бы Картель стал таким, каким хотят его видеть саудовский принц и президент РФ Владимир Путин.
Декабрьский саммит ОПЕК в Вене был двухдневным. В первый день начала переговоров министр энергетики Саудовской Аравии столкнулся с большим сопротивлением коллег по альянсу. Ссылаясь на конфиденциальные источники, WSJ сообщает, что министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи, который являлся президентом ОПЕК и председателем совещания, отметил, что саудиты не верят в то, что Картель достигнет консенсуса относительно сокращения добычи.
Аль-Фализ обратился к Ирану с просьбой присоединиться к сокращению производства. Министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане отклонил предложение и резко обвинил коллег в желании наживиться на том, что США выдавили Иран с мирового рынка предложения нефти. Источники WSJ, которые присутствовали на этой встрече, сообщили, что министр нефти Ирана указал пальцем на коллегу из ОАЭ и сказал:
«Вы — враг моей страны».
После этого Иран пригрозил приостановить членство в ОПЕК.
Как планировалось изначально, ОПЕК по итогам переговоров в первый день должна была сформировать внутренний консенсус, а на следующий день к дискуссии должны были присоединиться Россия, Казахстан и Азербайджан. Однако аль-Мазруи был вынужден прекратить переговоры. Соглашение внутри ОПЕК не было достигнуто.
«Это была одна из тех встреч, когда казалось, что провал неизбежен. <…> Ощущалось, что все задаются вопросом, кто уйдет следующим», — цитирует WSJ одного из своих источников.
В тот день Александр Новак находился в Вене. Вечером он вылетел в Санкт-Петербург, чтобы рассказать о конфликте в ОПЕК Владимиру Путину и посоветоваться относительно дальнейших действий. Днем ранее Новак провел переговоры с аль-Фалихом. Тот настаивал на том, чтобы Россия и Саудовская Аравия равномерно сократили свою добычу. Россия была готова на сокращение, которое было в 2 раза меньше того, что предлагал аль-Фалих, сообщают источники.
Владимир Путин дал Новаку добро на согласие сократить добычу на величину, которая была больше, чем ранее планировалось. Новак должен был обеспечить завершение переговоров ОПЕК соглашением.
Вернувшись в Вену, Новак встретился с иранским нефтяным министром. Он пообещал убедить саудитов согласиться на то, чтобы освободить Иран от участия в сделке. Затем состоялась встреча с Халидом аль-Фалихом: Россия согласилась на условия Саудовской Аравии, но взамен потребовала позволить Ирану не участвовать в соглашении. Источники ОПЕК заверяют, что Россия подчеркивала, что находится под санкциями и нуждается в цене на нефть выше $60 за баррель.
В итоге сделка состоялась. Россия должна была сократить добычу на 228 тыс. баррелей в день по сравнению с уровнями октября. Однако по итогам марта ее добыча фактически снизилась только на 120 тыс. б/д. Представители Саудовской Аравии утверждают, что Эр-Рияд готов игнорировать недочеты, которые позволяет себе Россия, поскольку саудиты нуждаются в ее поддержке на международной арене.
По теме:
Ирак теперь может позволить себе диктовать условия ОПЕК