Спрос на нефть упадет, но потом все наладится

16.04.2019 12:31

На пути к четырехлетним максимумам цены на нефть столкнулись с проблемой падения спроса в Азии, но это явление временное. К концу года рост возобновится.


Рост цен на нефть выше $71 определенно окажет давление на бюджеты зависимых от импорта азиатских стран, но масштаб финансового стресса, как правило, не определяет объемы закупок сырой нефти, которые скорее зависят от динамики спроса на топливо со стороны отраслей и потребителей в регионе.

К разочарованию быков, некоторые индикаторы потребления в последнее время подают негативные сигналы. Это может подавить нефтяное ралли, которым на сегодняшний день движет сокращение добычи ОПЕК+, а также беспокойство по поводу ужесточения условий на рынке со стороны предложения. Впрочем, обозреватели рынка расценивают этот фактор как временный и предрекают восстановление спроса на топливо позднее в этом году.


«Спрос на сырую нефть в Азии и других регионах напрямую зависит от запасов у НПЗ. В краткосрочной перспективе они находятся на низком уровне, а обостряет ситуацию сезон технического обслуживания в регионе», — отмечает Тушар Тарун Бансал, эксперт McKinsey & Co. в Сингапуре.


Влияние нефти

Влияние запасов топлива на покупки можно было четко проследить в Китае в прошлом году. Крупнейший в Азии импортер нефти к концу года получил рекордные зарубежные поставки вследствие решения о покупке, принятом двумя месяцами ранее, когда прибыль от переработки нефти в регионе была зафиксирована вблизи максимальных за год значений.

Рекордные закупки нефти были зафиксированы вскоре после того, как фьючерсы на Brent превысили отметку $86. В последующие месяцы импорт сокращался, несмотря на переход рынка в медвежий режим, который совпал с падением прибыли от производства топлива.

В январе прибыль от переработки сырой нефти в топливо в Азии обвалилась до $2.75 за баррель, достигнув самого низкого более чем за два года значения. Для сравнения: во второй половине 2018 года среднее значение составило почти $6, следует из данных компании Oil Analytics Ltd. С тех пор этот спред восстановился до $5, но все еще намного ниже ноябрьских уровней.

Восстановление спреда

Восстановление прибыли от январских минимумов произошло за счет резкого роста спроса на бензин в преддверии выборов в Индии и Индонезии в рамках предвыборных кампаний.

Кроме того, незапланированные перебои в работе американских заводов и падение запасов в США повлекли падение снижение маржи в период, когда азиатские НПЗ закрываются на весенний сезон технического обслуживания. Благодаря этому в январе прибыли от производства бензина стала положительной. Сейчас топливо торгуется с премией к Brent в районе $7 за баррель, тогда как в конце января дисконт составлял всего $2.

Тем временем беспокойство по поводу роста мировой экономики и влияния торговой войны между США и Китаем оказывает давление на прибыль от производства дизеля, отмечают в консалтинговой компании Energy Aspects Ltd. При этом прибыль от производства топлива, которое используется на заводах и в грузовиках, будет восстанавливаться в последующие месяцы на фоне того, что танкеры по всему миру могут перейти на более чистый дизель с более сернистого топлива перед вступлением в силу более строгих стандартов выбросов с судов, которые вступают в силу с 2020 года.


«Чем дольше маржа остается низкой, тем выше вероятность взрывного роста спреда в четвертом квартале. Рынкам следует сохранять терпение, и они увидят этот скачок», — говорит Невин На, аналитик Energy Aspects в Сингапуре.


Консалтинговая компания Wood Mackenzie Ltd. ожидает роста прибыли от производства дизельного топлива в 2020 году на фоне роста спроса на низкосернистое топливо в связи со скорым ужесточением экологического регулирования. По оценкам компании, дизель будет торговаться с премией в размере $19 к сорту Brent. По данным Bloomberg, сейчас спред составляет около $12.50.

Впереди перемены

Ряд последних событий дает повод для оптимизма в отношении того, что беспокойство по поводу замедления мировой экономики преувеличено. Ключевые барометры производственной активности в Китае и США укрепились в марте, две страны приближаются к заключению торговой сделки, а Федрезерв поставил повышение ставок на паузу, пока другие Центробанки продолжают придерживаться стимулирующей политики. Это может поддержать рост прибыли от производства топлива, включая дизель.

МЭА понизило свой прогноз по производительность мировых НПЗ в этом году на 400 тыс. баррелей в день, сославшись на «неблагоприятные фундаментальные показатели нефтяного рынка». При этом в четвертом квартале ожидается восстановление загрузки мощностей на 1.2 млн баррелей в день по сравнению с показателями прошлого года на фоне запуска новых проектов.

По теме:

Brent может подскочить до $80 уже этим летом

Нефть снижается, но о завершении ралли говорить рано

При Трампе стремительно растет число выдаваемых разрешений на нефтяное бурение

 Подготовлено Profinance.eu по материалам агентства Bloomberg