На фото: Председатель КНР Си Цзиньпин и президент США Дональд Трамп
Трамп не устает повторять, что ему нужна дешевая нефть, и эскалация торгового конфликта с Китаем — один из нетрадиционных способов достижения этой цели.
В понедельник черное золото подешевело в тандеме с мировыми акциями после того, как американский лидер пригрозил повышением пошлин на ввоз китайских товаров на $200 млрд. Brent в моменте нарушила целостность уровня $70, существенно отступив от максимумов двухнедельной давности, достигнутых после анонсированного Трампом ужесточения санкций в отношении Ирана.
Снижение цен происходит несмотря на то, что трейдеры беспрестанно говорят о растущих геополитических рисках на рынке со стороны Ирана и Венесуэлы: поставки из этих стран сократились по сравнению с уровнями начала года. Эти риски усилились на минувших выходных, когда советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что администрация Трампа направляет на Ближний Восток ударную группу авианосца и бомбардировщики, и это решение должно послужить «четким и однозначным сигналом» Тегерану о решимости США.
Но для большинства трейдеров более актуальным фактором риска является эскалация торговой напряженности между Вашингтоном и Пекином.
Ранее в этом десятилетии Китай опередил Америку в статусе крупнейшего в мире импортера нефти. На две страны приходится почти треть мирового потребления, а значит, они играют огромную роль на мировом рынке черного золота, причем даже без учета последствий торговой войны для мировой экономики в целом.
Нефть не является яблоком раздора в этом конфликте, но трейдеры не могут игнорировать события на этом фронте независимо от угрозы для поставок из других стран и регионов. И поскольку риск для нефтяного рынка реален, зацикленность сугубо на ценах может недооценить роль, которую энергоносители могут сыграть в разрешении торгового спора.
Благодаря сланцевой революции Америка является самым быстрорастущим источником поставок на мировом рынке энергоносителей. Тем временем Китай может похвастаться самой быстрорастущей долей мирового потребления нефти, а также резким увеличением спроса на СПГ.
Точка соприкосновения
Тарифный спор выходит далеко за рамки разногласий по вопросу торгового баланса, однако энергоносители — это сфера, где обе страны заинтересованы договориться. По мере эскалации конфликта Пекин существенно сократил импорт энергоносителей из Штатов, от 430 тыс. баррелей в день в марте 2018 года до менее чем 100 тыс. баррелей в день в марте этого года.
Мало какие товары могут оказывать такое влияние на торговый дефицит США с Китаем, как нефть, ведь даже один супертанкер поставляет груз на $140 млн. Если вернуть экспорт нефти на уровни, зафиксированные чуть больше года назад, ежегодные показатели торговли увеличатся примерно на $12 млрд, а дополнительные поставки СПГ увеличат эту цифру еще сильнее.
Америка подсчитала, что в краткосрочной перспективе может полагаться на гибкость своей нефтяной отрасли в контексте поиска зарубежных рынков сбыта. Но если Вашингтон полностью отрежет от себя Китай, то в долгосрочном периоде лишится рынка для своей сланцевой нефти.
По теме:
Чтобы выбить рынки и колеи хватило двух твитов Трампа
Китай хранит молчание в ответ на угрозы Трампа поднять тарифы
Bank of America: бэквордация на рынке нефти усилится
Подготовленно Profinance.ru по материалам издания The Financial Times