Новости в сфере экологии по-прежнему неутешительны. Совсем недавно Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщило, что в 2018 году выбросы парниковых газов достигли рекордного уровня; кроме того снова выросли объемы потребления угля. Однако в конце этого года некоторые страны намерены принять самые масштабные меры по защите здоровья населения за последние десятилетия, очистив сектор морских перевозок. На фоне опасений по поводу расходов в период роста цен на нефть появились призывы отложить принятие правил, но это было бы неправильно.
Из-за использования высокосернистого топлива на долю морского судоходства приходится 5% мирового спроса на нефть и при этом 13% мировых выбросов диоксида серы (SO2), а также до 50% в крупных портовых городах. Диоксид серы является одним из основных компонентов тонкодисперсных частиц и влечет различные острые и хронические последствия для здоровья, такие как респираторные и сердечнососудистые заболевания и рак.
Согласно требованиям Международной морской организации (ИМО), суда должны сократить выбросы SO2 с 1 января. Судовладельцы могут установить скрубберы для удаления серы, перейти на существующие или новые виды топлива с низким содержанием серы или полностью отказаться от топлива на основе нефти и использовать, например, сжиженный природный газ.
Для того чтобы свести к минимуму любые перебои на рынке, связанные с переходом на топливо с низким содержанием серы, перевозчикам и переработчикам нужно быть уверенными в том, что эти правила действительно вступают в силу, чтобы приступить к планированию мер по их соблюдению.
Однако форвардные рынки топлива не учитывают новые правила ИМО, подавляя ценовые сигналы, которые должен скорректировать рынок.
В результате опасения в отношении неблагоприятного воздействия на потребительские цены неизбежно сбудутся, поскольку у переработчиков нет финансовых стимулов для необходимых инвестиций, чтобы удовлетворить будущий спрос на топливо с низким содержанием серы.
Прогнозы
МЭА прогнозирует, что в подавляющем большинстве случаев соблюдение требований можно обеспечить за счет сжигания топлива с низким содержанием серы, однако для разработки компонентов для их смешивания потребуется несколько лет.
Следовательно, в 2020 году, когда правила вступят в силу, наиболее вероятным вариантом соблюдения правил в краткосрочной перспективе станет судовой газойль, существующий вид топлива с низким содержанием серы.
Газойль с низким содержанием серы также используется для заправки дизельных автомобилей и грузовиков, что вызывает опасения по поводу роста цен на заправках по мере усиления конкуренции за доступное топливо.
По оценкам МЭА, к концу следующего года розничные цены на дизель вырастут на 20%, даже если правила не будут особо соблюдать.
Предположительно, новые правила ИМО приведут к тому, что спрос на дизельное топливо с высоким содержанием серы сместится в сторону топлива с низким содержанием серы более чем на 1 млн баррелей в день, что станет самым серьезным изменением на рынке нефтепродуктов в новейшей истории. Цены на нефть могут сильно колебаться из-за относительно небольших диспропорций на рынке.
Перспектива того, что потребителям придется больше платить за топливо в год президентских выборов в США, предсказуемо вызвала опасения и породила разговоры о том, что законодатели будут настаивать на отсрочке правил. В администрации Трампа заявили, что нужно время для получения опыта, чтобы у рынков было больше возможностей для адаптации, прежде чем правила полностью вступят в силу. Лиза Меркауски, председатель Комитета Сената США по энергетике, заявила журналистам, что она обеспокоена скачками цен и тем, что промышленность оказалась не готова к изменениям.
Соблюдать правила придется перевозчикам. Переработчики же будут инвестировать в оборудование для увеличения производства дизельного топлива только при наличии соответствующих стимулов.
Однако цены на газойль и разница по отношению к сырой нефти и другим продуктам на форвардном рынке по-прежнему ниже розничных цен. Из-за отсутствия различий в ценах на форвардном рынке и неопределенности в нормативной сфере рынок оказался в подвешенном состоянии.
Перспективы для предприятий
Неопределенность по поводу того, будут ли запрещены некоторые виды скрубберов, сбрасывающие серу в открытую воду, еще больше осложняет перспективы нефтеперерабатывающих предприятий, которые пытаются определить, сколько потребуется топлива с низким содержанием серы.
Призывы отложить принятие правил ИМО на данном этапе подрывают сами стимулы, необходимые для инвестирования и минимизации последствий для потребительских цен. Кроме того, задержка нанесла бы ущерб тем перевозчикам и переработчикам, которые при подготовке к новым правилам уже опережают график.
Какими бы незначительными и кратковременными ни были последствия изменения цен на топливо, они не только создают стимулы, необходимые для инвестиций в отрасли, но и компенсируются огромной выгодой для здоровья населения, которая связанна с сокращением содержания серы в топливе для морских перевозок.
Для очистки воздуха во всем мире, особенно в развивающихся странах, необходимы гораздо более значительные усилия. И правила использования топлива, которые уже находятся на рассмотрении, — хорошее начало.
По теме:
Китай импортирует рекордные объемы нефти
Bank of America: бэквордация на рынке нефти усилится
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times