Каждый день простоя трубопровода «Дружба» обходится России в $80 млн упущенной выгоды

16.05.2019 13:06

Это дорогое удовольствие, считают европейские нефтетрейдеры.

Западные нефтяные компании и европейские НПЗ, которые месяц назад купили российскую нефть, а затем обнаружили, что она не пригодна для использования, пока не спешат замораживать платежи, поскольку стремятся сохранить хорошие долгосрочные отношения с РФ.

Несколько западных покупателей задали российским производителям вопрос об отсрочке платежей за испорченную нефть, сообщил Reuters, ссылаясь на информацию от 4 нефтетрейдеров.

Внутри трубопровода «Дружба», а также на нескольких танкерах «застряло» около 19 млн баррелей «грязной» российской нефти. Цена вопроса оценивается в $1.2 млрд.

Иностранные покупатели хотят, чтобы российские производители давали гарантии в виде средств на банковских счетах, которые пойдут на очистку.


«В трубопроводе между Республикой Беларусь и Германией находится около 800 — 900 тыс. тонн грязной нефти, которую не желает перерабатывать ни один НПЗ. Эту нефть необходимо убрать, чтобы перезапустить работу трубопровода. Но Россия ошибается, если думает, что европейские нефтепереработчки будут нести все расходы», — цитирует Reuters одного из источников.


Еще один собеседник агентства сказал, что европейцы готовы помочь разобраться в сложившейся ситуации и найти пути решения. Но взамен они хотят, чтобы российские производители обеспечили финансовые гарантии того, что они намерены покрыть расходы.

С тех пор как Беларусь сообщила о загрязнении российской нефти хлором прошло уже 3 недели. Движение сырья по трубопроводу остановлено, что способствовало росту цен на нефть до 6-месячного максимума в области $75 за баррель.

Органический хлор используется для промывки нефтяных скважин и ускорения потока движения нефти по трубопроводу. Однако, если необходимо удалить из системы перед пуском сырья. Поскольку попадание органического хлора в цепочку поставок может привести к повреждению оборудования для нефтепереработки.

Испорченную нефть необходимо выкачать из трубопровода и хранить в каком-нибудь месте, чтобы после разбавить чистым сырьем, для снижения доли органического хлора до допустимого уровня.

Источники Reuters утверждают, что весь этот процесс будет стоить десятки миллионов долларов. Между тем вопрос о том, кто будет платить за «грязную нефть» все еще остается открытым.

Процесс экспорта нефти по трубопроводу «Дружба» выглядит довольно сложно. В нем участвуют десятки продавцов, покупателей и банков. Обычно заключенные контракты пролонгируются, аккредитивы обновляются, так как нефть течет непрерывно. Но испорченная нефть нарушила этот слаженный процесс.

После того как российские нефтепроизводители передали свое сырье в Транснефть, именно эта компания несет ответственность за поставки надлежащего качества. Как только европейские компании получают подтверждение о получении нефти от компании Транснефть, право собственности переходит от российских продавцов к европейским покупателям.

Но деньги переводятся обычно в середине следующего месяца. Так, счета за экспортируемую в апреле нефть оплачиваются в мае и так далее.

В общей сложности речь идет о 8 млн баррелей в трубопроводе и 11 млн баррелей в танкерах, которые загрузили испорченную нефть в порту Усть-Луга и теперь стоят на якоре вблизи европейских портов, так как нефтетрейдеры не могут продать сырье НПЗ.

А в это время российские нефтепроизводители уже заплатили налоги за эту нефть (НДПИ, экспортные пошлины).

Сейчас как раз середина мая — время оплачивать апрельские поставки. Пока ни один из западных покупателей не поручил банкам заморозить перевод средств.


«Вы, конечно, можете сказать, я не буду платить, поскольку я не получил нефть надлежащего качества. Но никто не хочет обострять отношения. Мы предпочитаем диалог», — сказал один из собеседников Reuters.


Другой источник, который имеет отношение к компании, купившей нефть в танкере, заявил, что груз будет оплачен вовремя. Но затем будет выставлен иск продавцу за плохое качество сырья.

Основная доля продаж нефти через «Дружбу» регулируется российским законодательством. Это осложняет определение термина «надлежащее качество». А вот продажи через порт Усть-Луга регулируются английским законодательством.

Пока покупатели и продавцы не смогут договориться о том, как убрать испорченную нефть из трубопровода, «Дружба» будет оставаться закрытой. Каждый день простоя обходится России в $80 млн упущенной выгоды. Это, по мнению одного из европейских нефтетрейдеров, дорогое удовольствие.

По теме:

«Грязная» российская нефть создает новые проблемы для мирового рынка

В Усть-Луге снова отгружают грязную нефть