На фото: руководитель Банка России Эльвира Набиуллина
Международный валютный фонд дал Банку России совет поторопиться со смягчением денежно-кредитной политики. 26 апреля ЦБ оставил ключевую ставку на уровне 7.75% годовых, но допустил возможность ее снижения во втором-третьем кварталах 2019 года, если ничего плохого в экономике не случится.
На дня ралли на рынке российских облигаций приблизило доходность вторичного рынка ОФЗ к ключевой ставке. Сбербанк в лице своего руководителя Германа Грефа объявил только что, что с 25 мая снижает ставки по ипотеке на 0.3–06 пп. То есть рынок также полагает, что ставки должны быть ниже. При таком раскладе сильно повышается вероятность, что на заседании 14 июня регулятор неизбежно снизит ставку до 7.50%. Об этом уже намекнула Ксения Юдаева, выступая на этой неделе.
Единственное, что беспокоить ЦБ сейчас — даже не угроза новых санкций, а остающиеся высокими инфляционные ожидания. На данный момент официальная инфляция составляет 5.1% г/г. ЦБ таргетирует ее на уровне 4.0%. Вчера Минэкономразвития допустило, что к концу года инфляция может снова уйти ниже таргета. Что плохого в резком замедлении инфляции? Дезинфляция имеет свойство охлаждать экономическую активность.
«Денежно-кредитная политика успешно справляется с потенциальными угрозами ценовой стабильности, и в настоящее время смягчение представляется обоснованным», — говорится в заявлении по завершении миссии МВФ в России.
Фонд оценивает текущую ДКП как умеренно жесткую. Влияние НДС почти сошло на нет. Рост рубля сыграл дезинфляционную роль. Цены на топливо стабильны.
«С учетом этих факторов можно прогнозировать достижение целевого показателя инфляции на уровне 4% в начале 2020 года, даже в условиях снижения ключевой ставки Банком России», — сказано в заявлении. — Запаздывание со снижением ставки может повысить вероятность снижения инфляции ниже целевого уровня в будущем году».
МВФ прогнозирует, что ВВП РФ в 2019 году вырастет на 1.4% г/г. Дальнейшие перспективы экономики будут зависеть от эффективности внутренней экономической политики и реформ. Минэкономразвития ждет рост на 1.3%, ЦБ РФ — в интервале 1.2–1.7%. Росстат подсчитал, что ВВП РФ в первом квартале 2019 года рос темпом в 0.5% г/г. В четвертом квартале экономика росла на 2.7% г/г.
МВФ считает, что госрасходы на инфраструктуру и эффект пенсионной реформы на рынок труда повысят потенциальный рост ВВП РФ на 0.1–0.5 п.п. Там признают, что извне экономике России ждать нечего: положительное влияние внешней конъюнктуры 2000-х сменилось негативным влиянием санкций и снижения цен на нефть. Поэтому России нужно сосредоточить основные усилия на внутренних реформах.
И «важнейший фундамент для этой работы уже заложен: это построенная в сложных условиях, начиная с 2014 года, надежная макроэкономическая основа, включая таргетирование инфляции, гибкий обменный курс и бюджетное правило». Это позволило противостоять внешним шокам и снизить степень неопределенности, связанной с внутренними условиями. Повысилась устойчивость финансового сектора, улучшилась возможность банков по поддержке роста.
Пенсионная реформа 2018 года поможет смягчить негативные демографические тенденции на рынке труда. Национальные проекты будут стимулировать экономическую активность, если, правда, будут эффективно реализованы. Недостаточная конкуренция и большая доля и роль государства — главные беды нашей экономики. Нужно облегчить вход и выход с рынка экономическим субъектам, повысить качество корпоративного управления государственных компаний, улучшить деловой климат, стимулировать внутрирегиональную и межрегиональную конкуренцию, в том числе в рамках государственных закупок, считают в МВФ.
Фонд отмечает наличие риска перегрева потребительского кредитования в России. Нужны дополнительные меры по сдерживанию необеспеченного потребительского кредитования. Необходимо продолжить укрепление устойчивости финансового сектора, чтобы поддержать экономический рост в России.