На фото: президент России Владимир Путин и президент США Дональд Трамп
Несмотря на опасения относительно потенциального влияния Москвы на выборы 2020 года посредством кибератак, дезинформации в социальных сетях, операций секретных агентов и других активных мер, как это было в 2016 году, финансирование и внимание Белого дома к этой угрозе недостаточны, уверены эксперты.
По их мнению, главными моментами, на которые следует обратить особое внимание в этом контексте, являются система обработки бюллетеней, которой нужно заменить или усовершенствовать электронные машины для голосования, подверженные угрозе взлома; увеличение ресурсов для программ кибербезопасности в Министерстве внутренней безопасности; требование, согласно которому ФБР должна получать информацию о любых контактах с иностранными физическими лицами; публичная приверженность президента проведению выборов без вмешательства.
Трамп верит Путину
Усилий по повышению уровня безопасности выборов, предпринимаемые на федеральном уровне, недостаточно потому, что Трамп поверил на слово Путину, который опроверг предположение о вмешательстве в выборы 2016 года. Также критиков смущает тот факт, что американский лидер игнорирует выводы разведки по вопросу российского вмешательства.
«Учитывая успешное вмешательство в выборы 2016 года, у России будет большой соблазн сделать это снова», — уверен Стивен Холл, бывший глава российского отдела ЦРУ.
Руководители ключевых агентств «воспринимают эту угрозу очень серьезно» и беспокоятся по поводу планов Москвы на 2020 год, добавил Холл. Но вера Трампа в слова Путина привела к тому, что этому вопросу не уделяется должного внимания.
Холл и другие эксперты в области безопасности опасаются повторения сценария 2016 года, когда Россия провела комплексную операцию в киберпространстве и соцсетях, изначально с целью посеять смуту и в конечном счете помочь Трампу обойти Хиллари Клинтон.
Нужна серьезная подготовка
Усилия Кремля стоят миллионы долларов и включают рекламу на Facebook от фейковых сообществ, российских ботов для распространения дезинформации, взлом компьютеров демократов и рассылку компрометирующих писем через WikiLeaks и DCLeaks, так называемую фабрику троллей в Санкт-Петербурге, агентов Кремля, отправленных в Штаты в целях разведывательной кампании, контакты с участниками кампании Трампа и другие скрытые усилия.
Российская разведка, скорее всего, тщательно проанализировали, что сработало, а что пошло не так гладко в 2016 году, добавил Холл, подчеркнув, что в 2020 году Кремль будет действовать в еще более изощренной манере, что может затруднить выявление угроз и потребовать более качественных мер безопасности.
Пол Розенцвейг, бывший сотрудник Департамента национальной безопасности и эксперт в сфере информационных технологий в независимой организации R Street Institute, говорит, что усилия по повышению уровня кибербезопасности перед выборами 2020 года «погрязли в ангажированности из-за того, что республиканцы ошибочно воспринимают усилия по укреплению безопасности выборов как сомнение в легитимности избрания Трампа». Помимо Трампа, эксперт особенно указал на лидера большинства в Сенате Митча Макконнелла.
«Отсутствие приверженности президента и Совета национальной безопасности решению вопроса кибербезопасности вызвало разочарование в рядах Министерства внутренней безопасности», — подчеркнул Розенцвейг.
Иммиграция важнее
Подавляющее большинство ресурсов министерства поглощено зацикленностью президента на иммиграции, что ставит под угрозу их миссию на 2020 год, которая заключается в обеспечении безопасности выборов от кибер-угроз. Розенцвейг считает, что при Трампе руководство министерства «было выхолощено», поскольку на высших постах находятся исполняющие обязанности, а не постоянные чиновники.
Ранее в этом году высокопоставленный представитель Белого дома посоветовал министру национальной безопасности Кирстену Нильсену не упоминать перед президентом о сомнениях, связанных с российским вмешательством в 2020 году, и не предлагать назначить заседание кабинета министров по этому вопросу, чтобы не раздражать Трампа, писало издание New York Times.
Марк Уорнер, высокопоставленный демократ в сенатском комитете по разведке, отметил, что советовать Нильсену не поднимать перед Трампом тему о потенциальном российском вмешательстве Трампа было «возмутительно — нам нужна общегосударственная стратегия для защиты наших выборов, и правительственные чиновники не должны ходить на цыпочках вокруг президентского эго, чтобы реализовать ее».
Сенатор-демократ Рон Уайден от штата Орегон, который также является сотрудником разведывательного комитета, отметил в интервью The Guardian, что он «поражен» тем, что «Трамп отказывается занимать жесткую позицию в отношении Путина... Полагаю, что это отказ от президентской ответственности в отличие от всего, что мне когда-либо приходилось видеть».
Глава ФБР Кристофер Рэй недавно предупредил об угрозе вмешательства России в выборы 2020 года.
Миссия — посеять раздор
«Мы по-прежнему считаем, что русские сосредоточены на том, чтобы посеять раздор и разногласия в этой стране и натравить нас друг на друга», — сказал Рэй в этом месяце.
Он также поручил избирательным кампаниям 2020 года информировать ФБР о получении любых подозрительных контактов от иностранных физических лиц.
Кампанию Трампа раскритиковали за утаивание информации о его июньской встрече в Trump Tower с российским юристом, который пообещал предоставит компромат на Хиллари Клинтон.
Этой весной ФБР и Министерство внутренней безопасности выпустили совместный бюллетень, предназначенный для государственных и местных властей по всей стране, где сообщалось, что российские разведывательные и хакерские усилия перед выборами 2016 года предпринимались во всех 50 штатах, а не в 21 штате, как сообщалось ранее.
В этом месяце Уайден и Уорнер представили отдельные законопроекты для устранения ключевых пробелов в безопасности выборов. План Уайдена включает выделение $500 млн штатам на закупку специального оборудования для эффективного чтения бумажных бюллетеней. Также он предложил разработку Министерством внутренней безопасности обязательных стандартов кибербезопасности для машин электронного голосования, которые на сегодняшний день оснащены только добровольными стандартами.
Законопроект Уорнера потребует от избирательных кампаний уведомлять ФБР и Федеральную избирательную комиссию о любых контактах с иностранными гражданами в целях минимизации рисков. В докладе Мюллера упоминалось 140 таких контактов между связанными с Трампом лицами и русскими.
Но послужной список Макконнелла в отношении других мер безопасности выборов делает принятие этих двух законопроектов маловероятным. К примеру, он отверг поддерживаемый обеими партиями закон о безопасных выборах, который бы дал более широкие полномочия Министерству внутренней безопасности.
Уязвимость повышенного уровня
«Удивительно, что контролируемый республиканцами Сенат блокирует законопроекты, которые снижают нашу уязвимость перед иностранным вмешательством в выборы. Вопрос в том, почему Митч Макконнелл не выносит ни один из этих законопроектов на голосование? Перед предстоящими выборами мы уязвимы, как никогда, однако никаких мер не предпринимается», — подчеркнул Майк Карпентер, бывший чиновник Совета национальной безопасности.
В начале 2018 года Конгресс утвердил законопроект о повышении безопасности выборов и защите машин для голосования от кибератак, но на его реализацию предоставил лишь $380 млн. Республиканцы заблокировали попытку демократов выделить еще $250 млн.
Уорнер отмечает прогресс в безопасности выборов с 2016 года, но все еще обеспокоен по поводу неактивной позиции Трампа в этом вопросе.
Джон Сайфер, который провел 28 лет в Национальной секретной службе ЦРУ, в том числе в должности руководителя российскими операциями, считает необходимым продолжать инвестировать в новые методы сбора разведывательных данных и совершенствования с целью сдерживания любой угрозы в 2020 году.
«Мы сразимся в последней войне. Россия будет искать новые пути и уязвимости, чтобы навредить Америке», — подчеркнул он.
По теме:
Трамп уверен, что Китай сдастся: обзор рынков
Рабочие ГАЗа подозревают США в заговоре
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Guardian