Крупнейшую в мире криптовалюту почти не используют в реальной жизни. Она нужна только для спекуляций. По данным нью-йоркской аналитической компании Chainalysis Inc., за первые четыре месяца текущего года доля транзакций в криптовалюте, связанных с реальной покупкой или продажей товаров и услуг, не превысила 1.3%. Это не больше чем во время циклов бумов и спадов в предыдущие два года.
Такие компании, как AT&T Inc. сейчас разрешают своим клиентам платить в криптовалюте, но проблема в том, что никто не хочет тратить свои цифровые монеты для оплаты услуг беспроводной связи, помня о том, что цены на цифровые активы могут взлететь еще на 50% буквально за несколько недель. Здесь кроется главное противоречие: биткоину нужен хайп для привлечения массового внимания, чтобы считаться жизнеспособной электронной альтернативой деньгам, но он сам культивировал культуру держателей («hodlers»), которые предпочитают накапливать монеты, нежели тратить.
«В экономической активности биткоина по-прежнему доминирует биржевая торговля. Это означает, что монету продолжают использовать в основном в спекулятивных целях, и биткоин еще не обрел статус мейнстрима», — комментирует Ким Гроер, главный экономист Chainalysis.
Chainalysis отслеживает активность провайдеров услуг, включая BitPay Inc., которая занимается обработкой платежей для торговцев криптовалютой. В 2017 и 2018 гг. BitPay обработала платежи на сумму $1 млрд.
Это работает следующим образом. Клиент платит в биткоинах, а BitPay верифицирует средства и принимает биткоин от имени предпринимательской организации, которая может принимать как биткоины, так и фиатные деньги. Если она выбирает фиатные деньги, доллары размешаются на банковском счету на следующий рабочий день. За весь процесс BitPay берет 1% от суммы. Организация защищена от любых всплесков волатильности цены биткоина.
Низкая активность
С января биткоин подорожал более чем вдвое и в четверг не надолго заглянул за отметку $9,000. В 2017 году криптовалюта выросла на 1400%, остановившись у отметки $20,000, а в прошлом году потеряла в цене более 70%.
«По сравнению с прошлым годом активность немного повысилась. Потребители в Америке больше тратят, когда биткоин дорожает. Они дождались роста цены вдвое и теперь хотят продать часть монет», — отмечает Сонни Сайн, главный коммерческий директор BitPay.
Объем транзакций в BitPay довольно большой, а Visa в прошлом году ежедневно обрабатывала почти полмиллиарда транзакций.
Общая активность торговых компаний по-прежнему сильно не дотягивает до пиков конца 2017 года, когда эти услуги составляли 1.5% от совокупной активности с биткоином на пике криптовалютного пузыря. В прошлом году показатель упал до 0.9%, когда биткоин обвалился, а после начал восстанавливаться в 2019-м.
Транзакции через биржи составили 89.7% от суммарной активности с биткоином в период с января по апрель этого года, что чуть ниже 91.9%, зафиксированных по итогам всего прошлого года.
Тревожный сигнал
Эта тенденция может оказаться тревожным признаком для долговечности биткоина. Его анонимный создатель Сатоши Накамото предполагал, что монета будет использоваться в ежедневных транзакциях, от покупки кофе до оплаты аренды автомобиля. В последнее время инвесторы стали подчеркивать, что вместо этого биткоин трансформировался в цифровую версию золота — актив, который представляет ценность во времена экономической неопределенности, поскольку не коррелирует с акциями и облигациями. Однако, возможно, инвесторы выдают желаемое за действительное.
«Я не думаю, что биткоин будет использоваться в коммерции в обозримом будущем», — отметил Кайл Самани, сооснователь Austin, техасского криптовалютного хедж-фонда fund Multicoin Capital Management, добавив, что гипотеза о «средстве сбережения» (как в случае с золотом) вряд ли будет считаться оправданной в ближайшее десятилетие«. При этом он по-прежнему оптимистично настроен в отношении биткоина.
Торговцы криптовалютой не оставляют попыток оживить активность. Недавно стартап Flexa сообщил, что разрешит своим клиентам платежи с использованием определенных криптовалют на таких площадках, как Nordstrom Inc. и Whole Foods Market Inc. Flexa уже разрешила пользователям платить в биткоинах, эфириумах, Bitcoin Cash и Gemini dollar в более чем 30 тыс. точках в Штатах.
«На сегодняшний день биткоин является лидером и может продолжить им оставаться благодаря крупнейшей сети и бренду, но не думаю, что сам по себе биткоин когда-нибудь приобретет статус денег. Но ему и не нужен этот статус, чтобы быть успешным. Огромное множество прекрасных технологий становятся стратегически важными без реализации своих первоначальных целей», — подчеркнул Джефф Дорман, инвестиционный директор Arca в Лос-Анджелесе.
По теме:
Биткоин обновил годовой максимум
Взлет биткоина: старт нового ралли или рыночные манипуляции?