Ожидалось, что после пяти лет сокращения расходов на новые проекты рост добычи нефти существенно замедлится, а спрос будет высоким вследствие встряски на рынке транспортировки топлива. Многие обозреватели рынка предсказывали, что если ценам суждено вернуться к отметке $100, то это произойдет в 2020 году.
Но этот энтузиазм начал стремительно угасать. Первые официальные оценки состояния рынка нефти на 2020 год будут опубликованы МЭА в пятницу. Но уже сейчас прогнозы консалтинговых компаний и трейдеров по балансу спроса и предложения указывают на устойчивый профицит, а не дефицит поставок, который, как ожидалось, поддержит рост цен. Главные причины: рост сланцевой добычи, замедление мировой экономики и перспективы обострения торговых войн.
«Перспективы состояния рынка на 2020 год уже выглядят тревожно, а усугубляет ситуацию потенциальное охлаждение спроса», — комментирует Роджер Диван, аналитик нефтяного рынка в IHS Markit Ltd.
Оценки консультантов и трейдеров указывают, что в лучшем случае рынок будет сбалансированным, причем многие прогнозируют, что предложение будет сильно превышать потребление.
Сигналы рынка
Нефтяной рынок, демонстрируя характеристики типичного фондового рынка, уже начинает сигнализировать о профиците в 2020 году. Несмотря на физически жесткие условия на фоне истории с загрязнением российской нефти и санкций США против Ирана и Венесуэлы, на прошлой неделе цены уходили под отметку $60, потеряв от максимумов конца апреля свыше 20%.
«Рынок спрашивает, зачем открывать длинные позиции всего на три месяца, если будущее выглядит мрачно», — отмечает Амрита Сен, главный аналитик нефтяных рынков в Energy Aspects Ltd.
Медвежий прогноз на следующий год — проблема для альянса ОПЕК+ во главе с Саудовской Аравией и Россией. Если оценки перспектив окажутся верными, группе производителей придется продолжать ограничивать добычу гораздо дольше, чем ожидалось ранее, чтобы предотвратить существенный рост мировых запасов сырой нефти.
Заседание ОПЕК+ состоится через несколько недель в Вене, где производители обсудят стратегию на вторую половину текущего года.
При этом быки не в полной мере ошибаются в своих оптимистичных прогнозах на следующий год: изменения требований к судовому топливу (IMO 2020) с большой долей вероятности повлекут рост спроса на дизель, который, возможно, окажется в дефиците. Однако рост предложения, в основном на фоне дальнейшего процветания сланцевой отрасли США, продолжит преподносить сюрпризы.
Динамика цен
«Динамика рынка изменилась из-за сланца», — подчеркнул глава Royal Dutch Shell Plc Бен ван Берден на прошлой неделе.
Что точно не смогут спрогнозировать ни быки, ни медведи, так это политику Трампа, который продолжает ставит подножки мировой экономике. Ранее в этом месяце МВФ понизил свой прогноз по росту китайского ВВП на 2020 год до 6%. Это самое низкое значение с 1990 года и более чем вдвое ниже пикового показателя на уровне 14.2%, зафиксированного в 2007 году.
«Все очевиднее перспективы более резкого, чем ожидалось снижения спроса», — говорит Мартин Рэтс, аналитик Morgan Stanley в Лондоне.
Оценивая перспективы рынка на 2020 год, консультанты сходятся в ожиданиях переизбытка предложения. Причем никто не ожидает восстановления добычи в Иране и Венесуэле. В прошлом году совокупная добыча в двух проблемных странах ОПЕК сократилась почти на 2.2 млн баррелей в сутки — примерно столько нефти потребляет Германия.
S&P Global Platts оценивает профицит на следующий год в районе 400 тыс. баррелей в день, тогда как Минэнерго США дает более скромный прогноз на уровне 100 тыс. баррелей в день. В Energy Aspects ожидают переизбытка поставок в объеме 500 тыс. баррелей в день, а в IHS Markit expects — около 800 тыс. За этими оценками профицита скрываются существенные различия между рынками нефти и бензина — большинство экспертов ожидают больший перевес продуктов переработки, нежели нефти.
МЭА еще не опубликовало свой первый прогноз на 2020 год, но ранее в этом году уже дало несколько намеков в своем 5-летнем прогнозе на 2019-2024 гг. В этом документе агентство ожидает, что спрос на нефть в следующем году составит 102 млн баррелей в сутки, а производство в странах, не входящих в ОПЕК, достигнет 71.9 млн баррелей.
С момента этой публикации МЭА повысило свою оценку добычи в странах не-ОПЕК на 2019 год и понизило прогноз спроса, а значит, если картель продолжит добывать текущими темпами, в 2020 году предложение превысит спрос.
По теме:
Нефть во вторник уверенно восстанавливает потери предыдущего дня
Силуанов видит риск обвала нефти до $30 за баррель
Эксперты прогнозируют снижение запасов нефти в США после резкого роста неделей ранее