В пятницу Россия присоединилась к группе стран, которые снижают процентные ставки и сигнализируют об ослаблении денежно-кредитной политики в будущем. Уступив только южноафриканскому рэнду, рубль 14 июня попал в немногочисленный список валют стран с развивающейся экономикой, которые смогли по итогам дня укрепить свои позиции против доллара США.
Совет директоров Банка России принял решение снизить ключевую ставку на 25 базисных пунктов до 7.50% годовых. На последующей пресс-конференции глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина дала понять, что до конца года возможны еще два шага в направлении снижения ключевой ставки. В результате спрос на облигации федерального займа резко вырос, что оказало российской валюте поддержку.
Решение снизить ставку в июне было ожидаемым в экспертном сообществе на фоне замедления инфляции и слабого экономического роста.
Среди всех валют мира рубль с начала года по текущий момент предложил инвесторам самую высокую доходность, укрепившись к доллару США на 8.27%. При этом дальнейшее сокращение ключевой ставки, может так оказаться, вовсе не нарушит статус самой эффективной валюты. Поскольку рынок уверен в том, что ФРС США до конца 2019 года также снизит ставку по федеральным фондам (возможно, дважды на 0.25%), дифференциал ставок останется неизменным, поэтому спрос на рублевые облигации может быть по-прежнему высоким.
Комментарии аналитиков и экономистов по результатам пресс-конференции Эльвиры Набиуллиной
Глава ЦБ была необычно откровенна, сообщив о том, что во второй половине года может быть еще 2 сокращения ставок, отметил валютный стратег Rabobank в Лондоне Петр Матис. Постепенное снижение ключевой ставки не навредит рублю, так как основные Центробанки настроены аналогичным ЦБ РФ образом, а ФРС, как ожидается, также совершит шаг в направлении стимулирующей монетарной политики.
Главный экономист iNG в Москве Дмитрий Долгин считает голубиный настрой Банка России вполне оправданным. При этом более низкая номинальная ставка подразумевает рост цен на ОФЗ, что привлекает иностранный капитал и в итоге стимулирует укрепление рубля.
Банк России определенно хотел подать рынку сигнал, что он присоединяется к мировой тенденции ослабления денежно-кредитной политики. Такую точку зрения высказал валютный стратег Danske Bank Владимир Милашевский. Danske прогнозирует, что в текущем году будет еще два снижения ставки по 0.25% на каждом из заседаний, а в перспективе 12 месяцев ставка может снизиться до 6.50% годовых. При условии, что текущая ситуация сохранится, подчеркнул Милашевский.
Голубиная позиции Центробанка России согласуется с тенденцией снижения инфляции. При условии постепенно снижения ставок рубль не отреагирует негативно на такой ход развития событий, считает главный стратег по развивающимся рынка Skandinaviska Enskilida Banken Пер Хаммарлунд. Даже при условии снижения ставок в дальнейшем, российская доходность будет оставаться привлекательной по причине сильного кредитного профиля российского правительства. Это будет стимулировать приток капитала на российские рынки.
Что касается рубля, то, по мнению Хаммарлунда, он будет более зависим от поведения цен на нефть, хотя степень зависимости будет сглаживаться реализацией бюджетного правила (покупка иностранной валюты на открытом рынке на величину сверхдоходов от продажи энергоносителей).
По мнению аналитика Альфа-банка Натальи Орловой, главной причиной, которая заставила ЦБ РФ действовать, является угроза в отношении экономического роста страны. Прогноз по ВВП на 2019 год подразумевает увеличение показателя на 1.3%. Угроза не дотянуть до прогнозных оценок заставляет Банк России принимать меры, чтобы потом именно его не обвинили в неудовлетворительном результате.
Напомним, согласно статистике, которая была опубликована 13 июня, золотовалютные резервы РФ достигли $500 млрд. В рамках пресс-конференции Эльвира Набиуллина сказала, что международные резервы на уровне $500 млрд никогда не являлись целевым уровнем. Несколько лет назад, когда ЦБ объявил о действиях, направленных на восстановление резервов, действительно, прозвучала цифра $500 млрд. Но эта цифры характеризовала представление регулятора (на тот момент) о желаемом размере резервов. При этом тогда еще не было бюджетного правила, а сейчас в основном все накопления иностранной валюты происходят именно в рамках этого механизма, отметила глава ЦБ РФ. Поэтому специальных пересмотров действий Центробанка только по причине того, что резервы достигли $500 млрд, не предполагается, отметила Набиуллина.