Решение белого дома ввести пошлины на импорт урана ударит по ядерной энергетике США, считает крупнейший в мире производитель этого радиоактивного материала. По словам исполнительного директора Казатомпрома Галымжана Пирматова, многие реакторы остановятся, если администрация Трампа вынудит их закупать хотя бы четверть урана у местных добывающих компаний.
«Американским операторам атомных электростанций, уже трудно конкурировать с дешевым природным газом. Некоторые закрываются заранее, до окончания срока действия лицензии. А с пошлинами и квотами затраты возрастут, усугубив и без того непростую ситуацию», — отметил Пирматов.
Одиннадцать американских атомных реакторов закроются в период с сентября этого года по 2025 год, однако этот график может ускориться, если Белый дома пойдет на жесткие меры в отношении урана, уверен эксперт. В прошлом году Министерство торговли США озадачилось вопросом о том, не угрожает ли импорт урана национальной безопасности. Поводом стала петиция двух американских производителей — Energy Fuels и Ur-Energy — которые утверждали, что отрасль страдает из-за ценовой конкуренции со стороны Казахстана, России и Узбекистана.
Министерство завершило исследование ранее в этом году и направило свои рекомендации президенту Трампу. Он должен решить, что делать дальше, к середине июля. Аналитики полагают, что Трамп разрешит закупать сырье без дополнительных квот и тарифов в Канаде и Австралии, но введет ограничения на импорт из Казахстана, Намибии, России и Узбекистана.
«Мы пока не понимаем, чем все это обернется», — отметил аналитик Berenberg Майкл Стоунер.
Штаты являются ключевым рынком сбыта для производителей урана. Страна потребляет около 50 млн фунтов этого сырья в год, а производит всего 2 млн. Если Белый дом даст авторам петиции то, чего они хотят, мы получим около 10 млн фунтов экономически необоснованного сырья на рынке, не испытывающем дефицит предложения.
«США некоторое время производили очень мало урана — и по вполне понятным причинам. Это экономически затратное мероприятие. В 1989 году Министерство торговли провело такое же исследование и выяснило, что в интересах национальной атомной энергетики иметь разветвленную сеть международных поставщиков».
Ad Hoc Utilities Group, представляющая интересы американских производителей атомной энергии, отмечает, что 25%-ная квота на местный уран увеличит расходы на 500-800 млн долларов для компаний, многие из которых и так находятся в трудном положении.
При этом отрасль дает экономике 100 тыс. рабочих мест напрямую и еще около полумиллиона косвенно. По данным Управления энергетической информацией, по состоянию на 2018 год на долю атомной энергетики в стране приходилась одна пятая всего вырабатываемого электричества.
В ожидании вердикта президента коммунальные компании, хедж фонды и спекулянты стараются держаться подальше от этого рынка. В результате цены на уран упали с 28 долларов за фунт в начале года до 24.5 долларов на сегодняшний день.
«Мы верим в долгосрочные перспективы урана. Однако неблагоприятный исход затянет процесс нормализации спроса, предложения и цен», — отметил Пирматов.
Глава Казатомпрома опроверг слухи о том, что компания получает государственную поддержку в форме субсидий. Однако казначейство страны остается ключевым акционером, которому принадлежит 85% компании.
«Если вы почитаете петицию, то обнаружите массу дезинформации о Казатомпроме и Казахстане. Мы не получаем субсидии от государства, и никогда не получали. Мы полностью коммерческая организация. Мы только что завершили IPO, при этом множество американских фондов стали нашими акционерами. Не думаю, что они захотели бы вкладывать деньги компанию с гос. поддержкой. На встрече с американским правительством мы посоветовали прислушаться к местным компаниям атомной отрасли. Нам не надо ничего для Казатомпрома илии Кахахстана. Принимайте решение в соответствии с интересами вашей атомной энергетики».
По теме:
Инвесторы ждут вердикта Белого дома по тарифам на импорт урана
Администрация Трампа взялась за уран
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times