На фото: круизный лайнер в Гаване (EPA)
Представители туристической отрасли Кубы пребывают в подавленном настроении: только за первые четыре месяца текущего года страну посетило 257 500 граждан США, однако теперь об этом источнике долларовой наличности, столь необходимой экономике, похоже, можно забыть. Решение Белого Дома ввести с 4 июня запрет на посещение Кубы круизными лайнерами означает, что до берегов Острова Свободы не доплывет более половины американских туристов — в этом году на лайнеры пришлось 55% их потока.
По оценке Торгового и экономического совета США и Кубы (прим. Profinance.ru: некоммерческая организация) страна лишится около 800 000 пассажиров лайнеров, а это $112 млн в виде расходов туристов и до $20 млн в виде портовых сборов. В дополнение к этому кубинцы лишаться и средств тех, кто приезжал на остров по образовательной программе People-to-People.
В рамках новых ограничений США также запретили посещение острова на частных и корпоративных самолетах, но не коммерческими авиалиниями. Однако будущее воздушного сообщения между странами также выглядит туманным — советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в своем твиттере пообещал, что администрация «продолжит принимать меры для ограничения доступа кубинского режима к долларам».
Причины введения санкций в США озвучили прямо — необходимость предотвратить обогащение военных и разведывательных служб Кубы, которые «поддерживают Николаса Мадуров в Венесуэле и осуществляют репрессии кубинского народа», за счет средств американских налогоплательщиков.
Туристический сектор принес Кубе около $3 млрд в 2018 году, и удар со стороны США является болезненным, особенно в условиях негативного эффекта со стороны коллапса экономики Венесуэлы. Если в 2014 году объем торговли между двумя латиноамериканскими странами составлял $7.2 млрд, то еще в 2017 он упал до $2.3 млрд, а в последние два года ситуация деградировала еще сильнее. Сокращение притока денежных средств представляет собой серьезную угрозу для экономики Кубы, которая импортирует 70% всего потребляемого в стране продовольствия, а также зависит от поставок нефтепродуктов.