На фото: президент России Владимир Путин
После колебаний по поводу даты встречи, ОПЕК и ее союзники наконец-то определились — саммит состоится 1-2 июля в Вене. Все 24 министра энергетики будут принимать решение о продолжении сделки по ограничению добычи, которая существует уже в пять раз дольше, чем планировалось изначально.
Три крупнейших члена картеля в лице Саудовской Аравии, Ирака и ОАЭ выступают за пролонгацию соглашения. Вопрос в том, какой выбор сделает Россия.
У Москвы предостаточно причин выйти из пакта, но она этого не сделает. Более масштабные амбиции Путина в виде восстановления геополитической роли России на Ближнем Востоке перевесят возражения главы крупнейшей в стране нефтяной компании и факт того, что ограничение добычи подрывает экономический рост.
Для России участие в сделке ОПЕК+ не столько связано с нуждами ее нефтяной отрасли, сколько с отношениями президента с новым союзником в регионе — саудовским наследным принцем Мухаммедом бин Салманом. Путин поставил на карту многое, продолжая переговоры на тему расширения торговли и инвестиционных сделок. И достичь прогресса в этих переговорах ему поможет дальнейшее сотрудничество с королевством в поддержании нефтяных цен.
Не то чтобы Россия лезет из кожи вон, чтобы достичь более низких целевых уровней производства энергоносителей. Да, в мае объем добычи оказался ниже поставленной цели. Но это произошло впервые с появления сделки в 2016 году, а общая картина показывает, что сокращение добычи в стране минимальное.
Дисциплина хромает
В январе 2017 года Саудовская Аравия оперативно и в полной мере сократила производство в соответствии с соглашением, тогда как Россия затянула с выполнением обязательств, сославшись на холодную зиму. История повторилась, когда цели были пересмотрены в рамках последнего раунда сокращений, вступившего в силу в начале 2019 года. Добыча в России сократилась только лишь из-за обнаружения загрязненной нефти в главном экспортном трубопроводе, ведущим в Европу. Теперь, когда ситуация с грязной нефтью разрешилась, в ближайшие недели следует ожидать возобновления роста производства.
Если все это время соблюдение условий сделки было в лучшем случае минимальным, почему бы не и вовсе не пренебречь обязательствами? Крупнейшая нефтяная компания страны была бы не прочь сделать это.
Распределение нагрузки
Самым ярым критиком сотрудничества России с ОПЕК является Игорь Сечин, возглавляющий Роснефть. Ранее в этом месяце он предупредил, что продление сделки будет означать, что Россия уступает свою долю рынка Америке.
В процентном соотношении Роснефть сократила добычу гораздо скромнее, чем Лукойл и Сургутнефтегаз в 2017 и 2018 гг. и оперативно нарастила производство во второй половине прошлого года, когда цены выросли.
Однако в своих возражениях Сечин в чем-то прав. Сейчас Россия и Саудовская Аравия добывают меньше нефти, чем до формирования группы ОПЕК+ в конце 2016 года, тогда как производство сланцевой нефти в США резко выросло, более чем на треть.
Кто победит
В случае выхода из соглашения Москва сможет нарастить производство — у Роснефти и других корпораций много новых проектов, ожидающих реализации. Но ценой выбывания из сделки станет падение нефтяных котировок.
Ограничение добычи стало одним из факторов, подорвавших рост российской экономики в первом квартале, отмечает Кирилл Тремасов, бывший представитель министерства экономики, который на сегодняшний день является аналитиком инвестиционной компании Локо-Инвест в Москве. Это может дать Путину повод задуматься при инструктировании министра энергетики перед саммитом в Вене.
Но вряд ли этот фактор заставит президента поменять свое решение. Причем у него есть удобное оправдание продолжению снижения добычи — рост спроса начинает подавать сигналы угасания. Россия также может потребовать гибкости сделки с возможностью нарастить добычу, если позволят условия на рынке. Этот нюанс заслуживает особого внимания, учитывая, что Саудовская Аравия производит на 620 тыс. баррелей в день, чем предполагают условия сделки и может воспользоваться возможностью увеличения добычи первой.
Последние прогнозы МЭА показали, что в третьем квартале мировые запасы нефти будут сокращаться на 900 тыс. баррелей в день при условии, что сделка ОПЕК+ будет продлена, а спрос останется высоким. В этом случае может появиться возможность для наращивания добычи, но ненадолго.
Ужесточение условий сделки
К моменту начала встречи ОПЕК+ саммит Б-20 уже завершится, и в торговых отношениях США и Китая может появиться какая-то ясность. Но министрам все же придется столкнуться с рядом фактором неопределенности, включая растущую напряженность на Ближнем Востоке.
Так что даже если министры продлят сделку до конца года, не стоит ожидать от них прогнозов действий на 2020 год. Если рост спроса окажется гораздо хуже прогнозов, производителям придется ужесточить условия соглашения и урезать добычу еще сильнее. И тогда российский президент может посчитать нужным все же выйти из сделки, пусть и без одобрения саудовского принца.
По теме:
России и саудитам будет трудно договориться о продлении сделки ОПЕК — Goldman