Самые масштабные за несколько десятилетий перебои в поставках нефти из России, которые практически не навредили европейскому рынку, в отличие от российского оператора трубопровода.
Избежать худшего сценария Транснефти удалось. Нет очевидных признаков того, что покупатели начали отворачиваться от российский нефти, несмотря на перебои в поставках через нефтепровод «Дружба» из-за загрязнения сырья.
Однако облегчение от сохранения клиентов перекрывает проблема выплаты компенсаций, которую еще предстоит решить. В свете этого не исключено, что во внутренних операциях компании произойдут дорогостоящие изменения.
Инцидент на нефтепроводе «Дружба» обнажил слабые места российской системы транспортировки нефти, отмечает Виталий Ермаков из Оксфордского университета энергетических исследований. То, как Транснефть выйдет из положения, станет проверкой на прочность для компании и энергетических регуляторов страны, добавил эксперт.
Кризис начался в апреле, с предупреждения о высоком уровне содержания органических хлоридов в части трубопровода, пролегающей через Беларусь. Вскоре ситуация стремительно разрослась до международного инцидента. Оказалось, что Россия, которая всегда позиционировала себя как надежный поставщик энергии в Европу, закачала в трубопроводы тонны загрязненной нефти.
Эта ошибка, со слов Путина, нанесла очень серьезный экономический и финансовый ущерб стране, а также ударила по ее имиджу.
«Мы впервые оказались в такой ситуации. Еще слишком рано для заключительного анализа, но мы обязательно его проведем», — заверил представитель Транснефти Игорь Демин.
Выплата компенсаций
Ответственность за разрешение кризиса возложили на Транснефть, которая управляет сетью трубопроводов протяженностью почти 69 км, ведущих в Европу на западе и в Китай на востоке. Через несколько недель после обнаружения инцидента, компания откачала грязную нефть, запустила чистую и заверила потребителей в компенсации убытков.
Транснефть еще не давала оценок затрат на выполнение этого обещания. Первой страной, которая получит компенсацию за грязную нефть в «Дружбе», станет Казахстан. Часть поставок из этой страны тоже оказалась загрязненной, поскольку через российскую сеть поставляется нефть в балтийский порт Усть-Луга.
По оценкам Транснефти, совокупный объем загрязненной нефти составил 22.2 млн баррелей. Если предположить, что компенсация остальным странам составит $15 за баррель, как в случае с Казахстаном, на выплаты компании могут потребоваться сотни миллионов долларов.
Исключение из правил
Если точные затраты на ликвидацию последствий кризиса неизвестны, то эффект на рынке энергоносителей существенно угас.
В мае Транснефть постепенно возобновила поставки чистой нефти, а с 1 июля полностью удовлетворила спрос потребителей. Соответственно, Германия, Венгрия, Польша, Словакия и Чешская Республика снова ежемесячно получают около 4 млн тонн чистой нефти через Украину и Беларусь.
Но проблема разрешена не полностью. В прошлом месяце поставки в Польшу и Чешскую Республику приостановились, когда в сырье снова обнаружили избыточное содержание органических хлоридов. В минувшую пятницу принадлежащий Royal Dutch Shell Plc завод PCK Schwedt сообщил о прекращении покупок российской нефти по той же причине.
В целом европейский рынок проявил устойчивость к перебоям поставок через «Дружбу», отметил Ермаков. Страны задействовали свои резервы для обеспечения бесперебойной работы НПЗ.
В ответ на инцидент польский завод Grupa Lotos SA начал изучать варианты диверсификации поставок сырой нефти и изучил технические решения, которые могли бы ограничить влияние низкокачественной нефти в будущем. При этом в НПЗ подчеркнули, что на данный момент не видят причин для изменения своей модели поставок.
«Десятилетиями „Дружба“ работала бесперебойно за исключением нескольких незначительных случаев. Поставки нефтепродуктов всегда осуществлялись гарантированно. Нет повода менять стратегию», — пояснил Александр фон Герсдорфф, представитель одного немецкого завода.
Транснефть не заметила никаких изменений в отношении европейцев к поставкам через «Дружбу», подчеркнул Демин.
Самые дешевые поставки
Европейские клиенты не считают Россию ненадежным поставщиком, говорит Дмитрий Маринченко из Fitch Ratings Ltd.
НПЗ в Восточной Европе были спроектированы еще в советские времена для переработки российской Urals, поставляемой через «Дружбу». На протяжении нескольких лет они пытались снизить свою зависимость от российской энергии, но экспорт из страны по-прежнему составляет около 70-75% от объемов, направляющихся в НПЗ Польши, Чешской Республики, Венгрии и Словакии.
Европейские заводы могут задаться целью диверсифицироваться от российской нефти, но ввиду географических и логистических факторов потребителям будет сложно отыскать более дешевые альтернативы, уверен Маринченко.
Внутренняя работа
Похоже, что самые масштабные изменения Транснефть должна произвести именно в России.
Нефть была загрязнена органическими хлоридами в отдаленном пункте сбора в трубопроводе в центральной части страны. Транснефть не контролирует эту часть нефтепровода, как и 150 других точке вдоль системы. Ими владеют либо крупные нефтяники, либо посредники, о чем сказал Путину президент Транснефти Николай Токарев в конце апреля.
«Нам нужно изменить систему», — ответил тогда российский лидер. Сейчас Транснефть планирует стать оператором всех частных точек, связанных с ее нефтепроводами.
Компания ранее уже ужесточила контроль за качеством нефти. Согласно российским стандартам, Транснефть должна была ежедневно проверять содержание серы и парафина в отправляемой нефти и каждые 10 дней — уровень содержания органических хлоридов. Теперь компания перешла на мониторинг 11 метрик качества нефти на ежедневной основе, включая уровень органических хлоридов.
Высокую цену за эти изменения придется заплатить всей нефтяной отрасли страны.
«Ужесточение контроля может повлечь увеличение расходов российских производителей в период, когда их низкозатратное наследие уже истощается», — подчеркнул Ермаков.
По теме:
Россия перевыполнила план по сокращению добычи за счет «Дружбы»
«Грязная» российская нефть создает новые проблемы для мирового рынка