Тем не менее, приблизительная оценка моделей фактического потребления нефти в Китае в последнее время показывает, что американо-китайская торговая война нанесла удар по многим отраслям страны, причем в этом году почти половина выросшего объема импорта нефти направлена в хранилища. Обозреватель агентства Reuters Клайд Рассел попытался разобраться, насколько адекватно рост импорта нефти отражает реальное положение вещей в китайской экономике.
Некоторые признаки говорят о замедлении экономического роста в Китае, в то время как объемы накапливаемых запасов могут уменьшиться позднее в 2019 году, если цены на нефть поднимутся до такого уровня, который Пекин сочтет слишком высоким для создания запасов нынешними темпами.
В апреле этого года Китай достиг нового рекорда по ежемесячному импорту нефти в 10.64 млн баррелей в день, так как НПЗ поспешили запастись иранской нефтью до того, как США отменили льготы. В мае импорт нефти в Китай сократился, так как, во-первых, китайские НПЗ резко уменьшили импорт иранской нефти после отказа США продлять льготы, а во-вторых, некоторые государственные НПЗ закрылись на плановое обслуживание.
Общие данные по импорту нефти предполагают, что импорт в первом полугодии подскочил на 8.8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года или примерно на 800000 баррелей в сутки.
На этот рост приходится большая часть мирового роста спроса на нефть в этом году, который, по данным ОПЕК, Службы энергетической информации США и Международного энергетического агентства (МЭА), в настоящее время составляет 1.1 — 1.2 млн баррелей в сутки.
Китай делает запасы
Тем не менее, Китай, как многие полагают, стал отправлять в коммерческие или стратегические хранилища больше нефти, а также увеличил экспорт нефтепродуктов в этом году, откуда следует, что в стране, возможно, рост фактического внутреннего спроса на нефть оказался гораздо меньше.
Согласно расчетам Рассела, поставки сырой нефти в Китай, включая импорт и внутреннее производство, за вычетом производства на НПЗ, свидетельствуют о том, что в период с января по май Китай отправлял в коммерческие или стратегические хранилища 1.21 млн баррелей в день по сравнению с 850000 баррелей в день за такой же период прошлого года.
Китай не предоставляет данные о хранении, так что это только расчеты, но они предполагают, что Китай ускорил накопление запасов в этом году, при этом 45% от роста импорта нефти направляется на хранение. По мнению Рассела, если добавить к этому увеличение экспорта топлива, то в первой половине 2019 года фактический рост потребления нефти в Китае, возможно, составил всего 340000 баррелей в день. Ранее данные, собранные Wells Fargo Securities, показали, что спрос на дизельное топливо в Китае упал в марте на 14% , а в апреле — на 19%, до самого низкого уровня за десятилетие.
«Мы считаем, что ускорение спада, скорее всего, связано с экономическими факторами и последствиями тарифной „войны“ с США», — написал аналитик Wells Fargo Роджер Рид в аналитической записке в конце мая.
Совсем недавно крупнейшая в мире компания по управлению активами BlackRock заявила, что китайская экономика готовится к «застою» из-за торговой войны, которая стала основным движущим фактором для мировой экономики и рынков. По данным BlackRock, инвесторы «слишком оптимистичны» относительно того, что стимулирующие меры, принимаемые Китаем, смогут повысить экономический рост.
«Мы полагаем, что ВВП Китая сможет избежать падения ниже целевого показателя в 6%, однако некоторые отрасли, особенно связанные с экспортом, пострадают, а рынок труда и заработная плата, возможно, не сумеют продемонстрировать такую же стабильность, как ВВП», — отметила экономист ING Айрис Панг.
Помимо экономических колебаний, спрос на сырую нефть в Китае, и, возможно, импорт, может сократиться в краткосрочной перспективе из-за снижения объемов производства на НПЗ в третьем квартале, поскольку в стране образовался избыток топлива из-за массовых запусков НПЗ и замедления внутреннего спроса на топливо, что сказалось на марже переработки.
По данным JLC International, в июле компания Sinopec ZRC сократит ежедневное потребление сырой нефти на 2.17%, в то время как Tianjin Petrochemical намерена сократить ежедневные объемы переработки на 5.12%.
До сих пор Китай поддерживал в этом году устойчивый рост импорта нефти. Однако фактическое потребление нефти в промышленных и производственных целях, возможно, было намного ниже, чем предполагают общие цифры. В будущем, если Китай снизит темпы накопления запасов нефти в случае роста цен на нефть, импорт нефти может сигнализировать нефтяному рынку о том, что ведущий мировой импортер нефти столкнулся со значительным замедлением роста спроса на нефть.
По теме:
Война между США и Ираном может отправить цены на нефть выше $325 за баррель
Рубини предрекает провал переговоров между США и Китаем, а также мировую рецессию