Похоже, что все крупные экономики мира жаждут более слабой валюты, поскольку риски для экономического роста увеличиваются. Это усложняет попытки ослабить доллар, евро или других тяжеловесов. Президент Дональд Трамп неоднократно давал Федеральной резервной системе указание снизить ставки и жаловался на то, что доллар США слишком силен. Но у него есть конкуренты. И хотя он может не упомянуть обменный курс в явном виде, Европейский центральный банк готов ослабить монетарную политику, оказав давление на единую валюту. Председатель Банка Японии Харухико Курода заявил, что банк «будет настойчиво продолжать мощное монетарное стимулирование», чтобы повысить инфляцию. В Китае центральный банк выглядит готовым усилить стимулирование, чтобы оживить рост. Из-за синхронного смягчениюденежно-кредитной политики любые одновременные шаги по ослаблению валюты могут взаимно компенсировать друг друга, что превращает политику «разори соседа» в пустую трату времени.
«Все как бы тянут за один конец веревки», — сказал Чарльз Дибель, руководитель отдела облигаций в Mediolanum Asset Management. «Если у вас есть смягчение ФРС и смягчение ЕЦБ, это просто игра с нулевой суммой. Очень трудно повысить волатильность валют».
Возвращение в 2010 год Несмотря на растущую мягкость ФРС, доллар превзошел большинство коллег по группе из 10 ведущих валют мира в этом квартале. Банк Кореи удивил рынки снижением ставки на прошлой неделе, но вона лишь ненадолго ослабла. Несмотря на то, что Швейцарский национальный банк продолжает повторять, что у него есть возможность ослабить, франк продолжает оставаться на плаву по отношению к евро. Валютные стратеги говорят, что риск девальвации доллара вырос после того, как министр финансов США Стивен Мнучин на прошлой неделе заявив, что в национальной валютной политике нет изменений, «на данный момент».
Доллар — самая дорогая валюта G-10.
Добро пожаловать в последнюю гонку за «дно». В 2010 году, когда крупные центральные банки печатали деньги и снижали ставки, что привело к падению их обменных курсов, прежний министр финансов Бразилии Гвидо Мантега удачно назвал это «валютной войной». Разница в том, что тогда доллар падал, и другие страны пытались его догнать. Сейчас доллар является одной из самых переоцененных валют G-10, согласно модели Банка международных расчета реального эффективного обменного курса.
Желание политиков расширить свой инструментарий для поддержания экономического роста вполне понятно. Международный валютный фонд неоднократно пересматривал свой прогноз роста на 2019 год, поскольку торговая и геополитическая напряженность угрожает ослабить мировую экономику. Ключевые центральные банки, в том числе в Швейцарии и Австралии, придерживаются политики низких ставок.
Борьба монетарными способами
«Если США хотят ослабить доллар сейчас, им придется очень постараться, если они собираются использовать лишь мерыденежно-кредитной политики», — сказал Кит Джакс, стратег в Societe Generale SA. «Политика ФРС больше не является драйвером доллара — он растет. Снижение ставки ФРС не приведет к укреплению евро, если перспективы роста останутся слабыми».
Любая конкурентная девальвация естественно чревата усилением политической напряженности, в то время как продолжительно низкие процентные ставки несут с собой риск формирования пузырей на рынке активов, которые заканчиваются финансовыми потрясениями.
Рассматривайте это как конфликт США и Европы, говорит Стивен Джен, генеральный директор Eurizon SLJ Capital. Он считает, что Банк Японии уже применил так много мер стимулирования и смягчения, что теперь обеспокоен экономическим эффектом длительных отрицательных ставок. Между тем Народный банк Китая может воздержаться от введения большого числа стимулов на фоне опасений, что они могут дестабилизировать экономику в течение длительного времени.
«Это действительно евро и доллар стремительно снижаются», — сказала Джен в интервью. «У ФРС на самом деле нет веских оснований для сокращения (ставок), так как в экономике США все в порядке. Реальные проблемы происходят за пределами США. Здесь ситуация совсем иная, чем у европейцев, которые сталкиваются со слабостью прямо здесь и сейчас, в Германии».
Рынки ожидают, что ФРС объявит о снижении процентных ставок на 25 базисных пунктов на следующей неделе. Несмотря на это, евро обесценился на 1.7% по отношению к доллару в этом квартале и снизился на 2.5% в этом году. Маловероятно, что США проведут валютную интервенцию (с целью ослабления доллара — прим. ProFinance.ru), потому что это может повлечь контрмеры со стороны монетарных властей других стран, сказал Билал Хафиз, бывший руководитель департамента валютной стратегии по валютам G10 в Nomura Holdings Inc., а ныне генеральный директор Macro Hive.
«Более вероятно, что ФРС будет снижать ставки более агрессивно», — сказал Хафиз. «Но степень падения доллара будет ограничена, потому что другие центральные банки становятся все более выраженными «голубями».
Анхель Ворачате, Лиз Капо Маккормик, Bloomberg
Перевод: Дмитрий Полин
По теме:
Министр финансов США опроверг слухи о девальвации доллара
США могут принудительно ослабить доллар в одностороннем порядке