На фото: Нефтяная установка в Северной Дакоте
Перебои с поставками нефти по всему миру — от захвата Ираном британского танкера в Персидском заливе до закрытия крупнейшего нефтяного месторождения Ливии в выходные — сказываются на стоимости покупки и доставки нефти. При этом американские сланцевики только выигрывают из-за дестабилизации ситуации, поскольку их нефтяные месторождения и танкеры помогают частично восполнить образовавшийся дефицит.
Иранский корпус стражей исламской революции (КСИР) захватил два танкера под британским флагом, которые направлялись к нефтяным терминалам Саудовской Аравии в Персидском заливе. КСИР освободил одно судно, но заставил второй танкер бросить якорь возле иранского порта Бендер-Аббас.
Напряженность усилилась после нескольких атак на танкеры, пересекающие основной водный путь, при этом растет обеспокоенность по поводу глобальных поставок нефти. Добыча нефти в Венесуэле и Иране, которые столкнулись с американским запретом на экспорт, в прошлом году в совокупности снизилась на 2.1 млн баррелей в день.
«Скорее всего, реакция рынков будет негативной...учитывая рост цен и появление опасений по поводу нарушения поставок», — отметил Ричард Невью, старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета.
Горячие точки
После этого события перебои в мировых поставках нефти только усилились. Министерство транспорта Великобритании потребовало, чтобы все суда под британским флагом теперь избегали Ормузского пролива, который соединяет Персидский залив с Оманским заливом — до получения дальнейших указаний. По сообщениям британской консалтинговой фирмы Lloyd's List Intelligence, в результате восемь британских судов, в том числе несколько танкеров, остались на якоре в районе Персидского залива, не имея возможности двигаться дальше.
Также перебои с поставками связаны с нарушением экспорта с крупнейшего нефтяного месторождения Ливии, работа которого была остановлена в воскресенье. Пропускная способность трубопровода, соединяющего месторождение Шарара с нефтяным терминалом Завия, составляет 290000 баррелей высококачественной нефти в сутки. По данным Национальной нефтяной компании страны, его закрыли, скорее всего, из-за диверсии. Однако в понедельник он снова открылся.
Ливия находится в состоянии войны между международно-признанным правительством и режимом генерала Хафтара. Боевики уже закрывали трубопровод в прошлом, добиваясь платы за обеспечение безопасности, но к концу воскресенья никто так и не взял на себя ответственность за блокировку трубопровода.
Инциденты, происходящие в Персидском заливе в последние несколько месяцев, могут сильно повлиять на стоимость нефти. Нефтяные аналитики из RBC Capital Markets считают, что приглушенная реакция не дает полного представления о серьезности ситуации и сигнализирует о том, что, по мнению рынка, США компенсируют нехватку в случае войны на Ближнем Востоке.
«Цены на нефть превратились в неисправный барометр для измерения растущего давления в регионе и теперь гораздо больше напоминают запаздывающий индикатор риска», — заявили в RBC.
Американцы наращивают экспорт
Добыча нефти в Америке позволяет смягчить удар. Несмотря на захват иранцами танкера ОАЭ, в четверг цены на нефть марки Brent снизились на 2.9% до $61.93 за баррель. Инвесторы сосредоточились на огромном росте запасов топлива в США, включая скачок запасов бензина на 3.6 млн баррелей, обусловленный ростом внутреннего производства в США.
Увеличение международных продаж из США позволило частично компенсировать дефицит, вызванный глобальными перебоями. За неделю до 21 июня экспорт американской нефти достиг рекордного уровня в 3.77 млн баррелей в день, увеличившись на 348 тыс. баррелей в день по сравнению с предыдущей неделей. В прошлом месяце в американских портах на побережье Мексиканского залива нефть была загружена на 21 танкер, что значительно выше среднемесячного показателя в 13 танкеров в этом году, сообщает RBC.
Американские энергетические компании считают, что недавний всплеск может оказаться продолжительным. Компания Enterprise Products Partners LP планирует нарастить экспортную мощность объектов на Хьюстонском судоходном канале примерно на 30%, построив дополнительный погрузочный док. По оценкам компании, к 2025 году экспорт сырой нефти из США увеличится более чем в два раза, до 8 млн баррелей в день.
Влияние на цены
Тем не менее, по словам специалистов в области судоходства, влияние напряженности в Персидском заливе на стоимость доставки нефти, вероятно, окажется более значительным.
Как сообщает инвестиционный банк Jefferies Financial Group Inc., после июньских нападений на два танкера в Оманском заливе средняя дневная ставка для крупных танкеров выросла на 69% до $30.759. Затем ставка упала, достигнув на прошлой неделе $23.339. По данным брокеров, в июле прошлого года средняя дневная ставка составила примерно $ 14.000.
Рэнди Гивинс, аналитик Jefferies, ожидает, что цены снова подскочат после эскалации конфликта между Ираном и США и их союзниками. В последние недели страховые премии за рейсы в Персидский залив уже подскочили до 4% от стоимости груза, по сравнению с обычным взносом в 1%. По его словам, также увеличиваются требования к доплате за риск со стороны капитанов и экипажа.
«Члены экипажа и капитаны стараются не заходить в эти районы», — заявил Гивинс, добавив, что некоторые суда с полным грузом топлива обходят ОАЭ стороной из-за отказа капитанов плыть через Ормузский пролив.
Руководители судоходных компаний заявляют, что опасность компенсируется более высокими сборами. Суда, пересекающие залив, фрахтуются более чем за $50000 в день, по сравнению с $27000 для других маршрутов. Недавние инциденты в Персидском заливе, скорее всего, увеличат эту стоимость.
«При фрахтовании судна на длительный срок, оно плывет туда, куда захочет клиент, — отметил греческий судовладелец, под управлением которого находятся более 20 танкеров. Судно, экипаж и груз застрахованы, но все же конфискованное судно — это огромные убытки».
По теме:
Эксперты прогнозируют первую за полтора года 6-недельную серию сокращения запасов нефти в США
Иран не заслуживает такого внимания