На фото: премьер-министр Великобритании Борис Джонсон
Большую часть последних 2.5 лет Британия наслаждалась такой роскошью как обсуждение условий своего выхода из Евросоюза без ощутимого давления со стороны финансовых рынков. Но с приходом нового премьера эти спокойные дни могут остаться в прошлом.
В понедельник курс стерлинга обвалился более чем на 1.3%, достигнув минимального с марта 2017 года уровня $1.22. На следующий день валюта продолжила движение на юг и готовится пережить самый масштабный почти за три года обвал. Джонсон четко дал понять, что Британия выйдет из ЕС в конце октября даже без сделки. Причем он уже начал подготовку к такому сценарию Брекзита, пытаясь показать Брюсселю, что Лондон не боится его реализации. И тут инвесторы без промедлений решили показать новому премьеру, что они думают о его плане.
Цена Брекзита
Страсти вокруг Брекзита уже не в первый раз будоражат рынки. Сразу после референдума 2016 года фунт обвалился более чем на 10% в паре с долларом и повторил падение осенью того же года, когда теперь уже бывший премьер в лице Терезы Мэй просигнализировала о том, что не намерена затягивать с процессом выхода из блока. Затем валюта стабилизировалась, когда рынки поверили, что правительство Мэй и парламент нацелены на упорядоченный Брекзит. В апреле 2018 года фунт кратковременно коснулся максимума $1.434, который находится всего на 3.6% ниже уровня, достигнутого до референдума.
Сейчас инвесторы снова забили тревогу. И небезосновательно. Выход без соглашения станет настоящей катастрофой для страны, которой станет гораздо сложнее торговать товарами и услугами с Евросоюзом, главным торговым партнером Британии. Рынок жилья упадет, как и цены других активов. Банк Англии может попытаться сгладить шок, наводнив экономику деньгами, но при этом главное, чтобы регулятор не забыл о влиянии девальвации валюты на инфляцию. В любом случаевсе это не поможет предотвратить нарушение цепочек поставок и снижение делового доверия. Учитывая такую мрачную перспективу, перспективы фунта выглядят, мягко говоря, не лучшим образом.
Вопрос в том, как будут разворачиваться события в рамках переговоров между новой командой Джонсона и Брюсселем. Премьер надеется, что его более жесткая позиция заставит ЕС смягчить условия соглашения о выходе, оговоренные с Мэй, особенно в вопросе ирландской границы. Смелости Джонсону сейчас придает ухудшение самочувствия европейской экономики. Сторонники выхода полагают, что опасения нового шока (от Брекзита без сделки) в конечном итоге окажутся действенными и вынудят Брюссель пойти на уступки Лондону.
Рискованная игра
Действительно, жесткий финал «бракоразводного процесса» ударит и по остальной Европе, но в любом случае Джонсон ведет очень рисованную игру. Если обвал стерлинга продолжится, команда британских переговорщиков попадет под внушительное давление. Лондон рискует оказаться в положении, схожим с Грецией в 2015 году или Италией, чье правительство пыталось отвоевать у ЕС право на повышение целевого уровня дефицита прошлой осенью.
Конечно, Британия – гораздо более сильная экономика, чем Греция или Италия. Но так же, как Афины и Рим, Лондон подвержен риску со стороны бойкота инвесторов, только в данном случае не через рынок облигаций, а через валюту. Падающий фунт напоминает о том, что страна может потерять в случае выхода без сделки.
Джонсон вряд ли сможет заручиться значимыми уступками, и ему следует задать себе вопрос: действительно ли он хочет видеть беспорядочный Брекзит и сможет справиться с его последствиями? И текущая ситуация на валютном рынке говорит о том, что трейдеры уже задают этот вопрос новому премьеру.
По теме:
Банк Англии может дожать фунт в этот четверг
Момент истины для фунта наступит уже скоро
Фунт достиг минимальной отметки с марта 2017 и продолжает падать