Согласно данным систем отслеживания танкеров, по крайней мере 20 судов отключили транспондеры, проходя через пролив в этом месяце. Другие, по-видимому, немного изменили маршруты после входа в Персидский залив, держась ближе, чем обычно, к побережью Саудовской Аравии по пути в порты Кувейта или Ирака.
До последнего всплеска напряженности в отношениях с Ираном суда практически всегда сообщали о своем местонахождении, проходя по этому водному пути, обеспечивающему треть морских перевозок нефти в мире. Судоходные маршруты внутри залива проходят довольно близко к иранскому побережью в обход газового месторождения Южный Парс/Северное, принадлежащего Ирану и Катару. Большинство продолжает следовать по этому пути, но, кажется, что все больше судов пытаются найти новые маршруты.
Опасный Ормуз
Неудивительно, что суда делают все возможное, чтобы минимизировать риск. На фоне американских санкций, введенных против Ирана, Персидский залив стал настоящей ареной боевых действий: нападения на суда, захват танкеров и атаки дронов. Страхование от военных рисков резко возросло для тех владельцев танкеров, которые хотят взять груз в регионе.
В район Ормузского пролива прибыли два британских военных корабля для сопровождения своих судов. 5-й флот ВМС США также постоянно находится в регионе. В среду норвежские морские власти посоветовали судам под норвежским флагом максимально сократить время нахождения в территориальных водах Ирана. Капитаны танкеров все больше нервничают из-за риска оказаться втянутыми в конфликт.
В течение последнего месяца по меньшей мере 12 судов взяли груз в Саудовской Аравии и отключили транспондеры при прохождении через пролив. Среди них супертанкер Кахла, который отключил сигналы 20 июля, прежде чем пройти через пролив. Он снова появился через два дня на другой стороне пролива.
Кроме того, минимум восемь судов, которые загрузились в Ираке и Кувейте, заглушили сигналы при выходе из Ормузского пролива. Судно, отправившееся из ОАЭ, также отключило системы слежения.
Отключение сигналов совпадает дестабилизацией в регионе. 11 июля Королевский флот помешал Ирану задержать танкер под управлением BP Plc при прохождении Ормуза. Три дня спустя Иран захватил судно под панамским флагом. 19 июля иранские войска взяли под контроль танкер под британским флагом в ответ на аналогичные действия властей Великобритании. Судно, Stena Impero, по-прежнему конфисковано.
Суда глушат сигналы, чтобы скрыться из виду: иранские суда делали это в течение многих лет из-за санкций против покупателей национальной нефти. Танкеры иногда отключают сигналы, огибая Аравийский полуостров, вблизи горячих точек в Йемене. Это не делает корабли невидимыми и не скрывает их от радаров, хотя и затрудняет отслеживание их перемещений.
Необычные перемещения
Помимо потери сигналов корабли стараются обходить регион стороной, поскольку Ормуз становится все более опасным. Танкеры под британским флагом покинули регион, а BP больше не отправляет свои суда и экипажи через пролив. Некоторые владельцы танкеров стараются не посылать свои суда в главный заправочный центр Ближнего Востока — Фуджейру на востоке Объединенных Арабских Эмиратов — из-за угрозы для коммерческих судов.
В начале этого месяца некоторые суда, направляясь в Кувейт, старались держаться поближе к саудовской стороне Персидского залива: среди них Аль-Рикка, дар-Салва и Аль-Фунтас. Кроме того, по крайней мере четыре корабля — Джалади, Вафра, Газаль и Сафания — проходя через Ормуз, держались ближе к ОАЭ, чем обычно. Неизвестно, связаны эти необычные перемещения с ростом напряжения или обусловлены другими причинами.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
По теме:
Новый план Трампа по Ирану провалился?
Британские военные корабли начали патрулировать Ормузский пролив