Наступил август, месяц «приятных» неожиданностей. И навалилось, причем все сразу: вчера очередной выпад Трампа в адрес Китая, а сегодня очередной его выпад в адрес России. Порой кажется, что август выбрали не случайно. Создаются как никогда лучшие условия, чтобы устроитькакой-нибудь финансовый кризис: ликвидность в это время года самая низкая, так как инвесторы из Северного полушария уходят в отпуск.
Как пишет Politico со ссылкой на двух американских чиновников, президент США Дональд Трамп якобы подписал указ о введении в отношении России второго пакета санкций за инцидент с применением нервнопаралитического вещества «Новичок» в британском Солсбери.
«Президент США Дональд Трамп подписал указ о введении санкций в отношении России за применение химического оружия в 2018 году при нападении на российского двойного агента Сергея Скрипаля и его дочь», — написало издание.
Никаких подробностей пока нет. Остается только ждать. Именно поэтому реакция рубля и РТС сегодня утром более чем скромная. Но если вспомнить, чем американский Минфин грозил Москве, то понимаешь, что последствия могут быть самыми негативными: пять российских госбанков грозились «отлучить» от доллара, говорилось и о других жестких ограничениях. Если Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку и другим запретят операции с американской валютой, бизнес этих кредитных учреждений ждет радикальная перестройка. Они наверняка не смогут принимать вклады в долларах, а прежние обязательства, как говорил Костин в сентябре прошлого года, будут погашаться в рублях. Все корреспондентские отношения с американскими банками прекратятся.
Но почему-то мне кажется, что Трамп на подобные драконовские меры не пойдет, и дело, как всегда, ограничится списком фамилий, которых подвергнут американскому остракизму. Поэтому рынок будет торговать сейчас, наверное, в режиме ожидания, пока не узнает, что же именно за санкции ввел президент США.
Пока СМИ пишут о наложении запрета предоставления займов, финансовой или технической помощи России международными финансовыми учреждениями, банками Соединенных Штатов. Самый страшные для России возможный удар — это запрет на покупку российского госдолга.
Причем страшен он не только как прямые, но больше как косвенные, или вторичные, санкции. Вторичные санкции наказывают уже не американских резидентов, а всех по всему миру за кредитование России. Как это работает, можно убедиться на примере Ирана: многие компании под страхом штрафа со стороны США ушли из исламской республики, когда Вашингтон усилил санкции против Тегерана. Но и здесь мне кажется, все так и ограничится словесными выпадами народных избранников.
Карающий меч американского правосудия держит хилая рука. Американский Минфин признавал и объяснял американским законодателям, рвущимся с детским рвением наказать Москву, что эта мера — обоюдоострый нож, и неизвестно, кто больше от него пострадает, США или Россия. В частности, говорилось, что если данный запрет не поддержат европейцы, он будет неэффективен. А в условиях тлеющей и грозящей обернуться в пламя торговой войны США с Европой представить себе такое согласие со стороны Брюсселя — особенно когда ряд стран выторговывают себе преференции за счет угроз ослабить санкции против Москвы — почти нереально.
Прогноз по рынку
Поводов накопилось достаточно, и восходящий тренд в российских активах могут сломать три вещи: «ястребиное» понижение ставки ФРС, грозящий разразиться с новым остервенением торговый конфликт США и Китая, попытки Вашингтона ввести суровые санкции против Москвы. Сейчас может происходить коренной перелом. Если он случится, далее рубль по инерции покатится по наклонной, тем более растет он уже более полугода. Ключевое сопротивление — уровень 65, чуть ниже нисходящий тренд, это техническое сопротивление, а сама цифра 65 — это психологическое сопротивление. Прорыв выше селевым потоком смоет всехкэрри-трейдеров в рубле.
Дмитрий Полин
США ввели против России новые санкции по делу Скрипалей
Россия легко переживет новые санкции благодаря большим резервам