Совет директоров Банка России 25 октября 2019 года принял решение снизить ключевую ставку на 50 б.п., до 6.50% годовых в связи с тем, что замедление инфляции происходит быстрее, чем ожидалось ранее, что инфляционные ожидания продолжают снижаться, а темпы роста российской экономики по-прежнему остаются слабыми при том, что все еще есть риски серьезного замедления мировой экономики. В ближайшее время дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными, заявилив ЦБ. В этих условиях Банк России снизил прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года с 4.0–4.5 до 3.2–3.7%. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3.5–4.0% по итогам 2020 года и останется вблизи 4% в дальнейшем.
Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
Годовой темп роста потребительских цен в сентябре упал до 4.0% с 4.3% в августе 2019 года. На 21 октября инфляция составил порядка 3.8%. Годовая базовая инфляция по итогам сентября также снизилась до 4.0% после 4.3% в августе. Показатели инфляции, отражающие наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценкам Банка России, находятся вблизи или ниже 4%.
В сентябре—октябре дезинфляционные факторы оказали более существенное влияние на замедление темпов роста цен, чем оценивалось ранее. При этом проинфляционные риски со стороны внешних факторов не реализовались. В части разовых факторов в условиях высокого урожая и расширения предложения на отдельных продовольственных рынках темпы роста цен на продовольствие с учетом сезонности оставались низкими. Рост рубля наряду с замедлением инфляции в странах — торговых партнерах ограничивает рост цен на импортируемые товары. Вместе с тем все более выраженным становится воздействие на инфляцию сдержанного спроса. Определенный вклад в динамику внутреннего спроса вносит сохраняющееся отставание в финансировании бюджетных расходов, включая расходы на национальные проекты, от ранее заявленных планов, указано в пресс-релизе регулятора.
В сентябре—октябре инфляционные ожидания населения продолжили снижаться, хотя и оставались на повышенном уровне. Ценовые ожидания компаний несколько снизились. Замедление годовой инфляции создает условия для снижения инфляционных ожиданий населения и бизнеса в будущем.
С момента предыдущего заседания Совета директоров Банка России денежно-кредитные условия продолжили смягчаться, чему способствовало изменение ожиданий участников финансового рынка относительно траектории ключевой ставки ЦБ. Продолжилось снижение доходностей ОФЗ и депозитно-кредитных ставок. Принятые Банком России решения о снижении ключевой ставки и снижение доходностей ОФЗ создают условия для дальнейшего снижения депозитно-кредитных ставок.
Продолжается рост кредитования реального сектора на фоне смягчения денежно-кредитных условий. С июня годовой темп прироста кредитов гражданам замедляется после заметного увеличения в 2018 — начале 2019 года.
Темпы роста российской экономики по-прежнему остаются сдержанными. В этих условиях ЦБ сохраняет прогноз темпа прироста ВВП в 2019 году в интервале 0.8–1.3%. При этом оперативные данные указывают на вероятное ускорение роста российской экономики в третьем квартале, отчасти связанное с временными факторами.
Сдерживающее влияние на динамику экономической активности продолжает оказывать снижение внешнего спроса на товары российского экспорта в условиях происходящего замедления мировой экономики, а также слабая динамика инвестиционной активности, в том числе в части государственных инвестиционных расходов. В августе—сентябре продолжился годовой рост промышленного производства, однако опережающие индикаторы говорят об ухудшении деловых настроений в промышленности, особенно в части экспортных заказов. Рост показателя реальных располагаемых доходов населения пока не отразился на увеличении розничных продаж. Рынок труда не создает избыточного инфляционного давления. Безработица вблизи исторически низких уровней обусловлена не расширением спроса на труд, а одновременным сокращением численности занятых и трудоспособного населения.
С начала 2019 года бюджетная политика оказала сдерживающее влияние на динамику экономической активности. Это отчасти связано с более медленной, чем ожидалось, реализацией запланированных Правительством национальных проектов. В дальнейшем увеличение государственных расходов, в том числе инвестиционных, и их влияние на экономический рост будут иметь более распределенный во времени характер.
Прогноз роста ВВП в 2019–2022 годах сохранен Банком России без изменений. Темп прироста ВВП будет постепенно увеличиваться с 0.8–1.3% в 2019 году до 2–3% в 2022 году. Это возможно по мере реализации комплекса мер Правительства по преодолению структурных ограничений, в том числе реализации национальных проектов. При этом ожидаемое на прогнозном горизонте замедление мировой экономики продолжит оказывать сдерживающее влияние на рост российской экономики.
Реакция курса рубля: незначительное снижение с последующим незначительным ростом. Решение совпало с ожиданиями рынка. Рынок ждал именно полупроцентного снижения, а вот число опрошенных экономистов, которые ждали снижения ставки на четверть, у разных СМИ было больше, чем число тех, кто ждал более радикального смягчения. Последнее стало ожидаемым после того, как глава ЦБ Набиуллина дала понять, что ЦБ несколько запоздал за динамикой инфляции при том, что рост экономики остается крайне вялым. Дальнейшего влияния сегодняшнего решения на рубль мы не ожидаем. Влияние окажут налоговый период и динамика внешних индикаторов, нефти и риск-инструментов. Решение ФРС на следующей неделе станет следующей главной темой для рубля.