Европа быстро становится важнейшим рынком сбыта для производителей газа, так как в регионе его добыча стремительно падает из-за политических и технических факторов. Следующие несколько десятилетий должны стать хорошим временем для экспортеров газа.
В настоящий момент в стадии реализации находятся несколько проектов по поставке газа в Европу, но наибольшая шумиха сопровождает строительство «Северного потока-2». Дания недавно дала «зеленый свет» на прокладку участка газопровода по своей территории, и аналитики теперь едины во мнении, что завершение проекта уже не за горами.
На самом же деле, внешние факторы предопределили судьбу газопровода еще до начала его строительства. Первым из них было решение Польши сократить зависимость от поставок энергоносителей из России, а вторым — отказ Западной Европы от ядерной энергетики и ископаемого топлива.
Надежно, но дорого. Рискованно, но дешево
Экономическая целесообразность поставок газа зависит от расстояния между месторождением и потребителем. Обычно поставки газа по трубе выгодны, когда это расстояние не превышает 4000 км, а для больших дистанций есть сжиженный природный газ (СПГ).
Однако политические факторы затмевают финансовые и технические вопросы. Для стран, вроде Польши, более важна надежность поставок, недели цена продукта. Поэтому она совместно с Данией строит так называемую «Балтийскую трубу», по которой будет получать газ из Норвегии.
Россия исторически является главным игроком на рынке Европы, что связано с ее близостью и огромными запасами энергоносителей. Поэтому, с экономической точки зрения, наиболее очевидным выбором для Европы является газ с сибирских месторождений. Однако более важную роль в индустрии природного газа сегодня играют политические соображения.
Так что поддержка «Северного потока-2» странами и компаниями Западной Европы, особенно Германии, выглядит довольно странной. Однако ответ здесь кроется в более глубоком взгляде на энергетическую политику региона в целом и отдельных стран в частности.
Добыча газа в Европе стремительно сокращается, в основном из-за истощения месторождений, однако большую роль играют и политические мотивы. Добыча на крупнейшем европейском месторождении природного газа (ProFinance.ru: Гронингенском) прекратится в 2022 году, и этот фактор стал еще одной причиной в пользу поддержки строительства «Северного потока-2».
Польша хочет диверсификации
Польша является одним из наиболее последовательных противников нового российского газопровода. Варшава утверждает, что Россия пытается разделить Европу путем прокладки трубопровода в обход традиционных транзитных восточноевропейских стран и усиления влияния на более богатые страны региона, в первую очередь на Германию.
Впрочем, у Польши есть и экономические мотивы выступать против «Северного потока-2», запуск которого лишит ее транзитных платежей, которые исчисляются миллиардами евро в год, так как Газпром начнет продавать газ Германии напрямую.
Польша пытается диверсифицировать поставки газа и совместно с Данией строит «Балтийскую трубу», которая должна быть запущена до 2022 года, когда у Варшавы истечет договор с Газпромом. Однако начало поставок норвежского газа через этот трубопровод будет иметь непредвиденные последствия для других европейских стран.
Ожидаемый объем поставок по «Балтийской трубе» составит 10 млрд кубометров газа в год. В 2018 году Норвегия добыла 121.7 млрд кубометров газа, что оказалось на 2.5 млрд кубометров меньше, чем годом ранее. Страна планирует немного увеличить объем добычи в будущем, однако уход 10 млрд кубометров в сторону Польши заметно снизит доступность газа для его других традиционных потребителей в Европе.
В первую очередь это касается Германии, которая планирует полностью отказаться от ядерной энергетики к 2022 году и от угольной — к 2038. Стране необходимы стабильные поставки дешевого природного газа, чтобы компенсировать скачкообразную генерацию электроэнергии, которую обеспечивают ее возобновляемые источники. В Европе есть достаточное предложение СПГ, однако предприятия предпочитают более дешевый трубопроводный газ.
Для Украины все не так плохо
Дискуссии вокруг «Северного потока-2» неизбежно касаются Украины, так как этот проект был порожден конфликтом между Москвой и Киевом вокруг поставок и ценообразования. Во-первых, транзит российского газа приносит Украине около 3 млрд евро в год. А, во-вторых, Киев боится ухудшения условий новых долгосрочных контрактов с Газпромом в случае утраты своей ключевой транзитной функции.
До 2025 года Европе потребуются почти 150 млрд кубометров природного газа (на графике ниже отражена растущая потребность ЕС в дополнительных поставках газа), чтобы компенсировать дефицит предложения, и РФ — единственная страна, которая может стать так называемым стабилизирующим производителем. Поэтому газовая инфраструктура Украины останется жизненно важной для Москвы, если она захочет увеличить поставки газа в Европу.
Таким образом, «Северный поток-2» стал серьезным ударом по Киеву, однако в ближайшую пару лет рынок Европы серьезно изменится, благодаря чему Украина сохранит определенные рычаги влияния в этой игре.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам OilPrice
По теме:
Украина опасается прекращения поставок газа из России
«Северный поток-2» столкнулся с новым препятствием
Запуск «Северного потока-2» вызовет новое снижение цен на газ
«Северный поток - 2» взбудоражил мир и огорчил Украину, США и Восточную Европу