Пять лет назад главе Банка России Эльвире Набиуллиной пришлось принять непростое решение, отпустив курс рубля в свободное плавание. Обвал цен на нефть и международные санкции в 2014 году привели к высокой турбулентности на валютном рынке, и даже повышение ключевой ставки на 6.5% позволило далеко не сразу остановить падение курса российской валюты.
Рубль приближается к рубежу 2020 г. в статусе лидера, предлагая международным инвесторам «тихую гавань» на фоне торгового спора между США и Китаем. Опрос Bloomberg, который проводился среди 57 экспертов в начале декабря, предполагает, что российская валюта сохранит свои лидирующие позиции в 2020 г. При этом аналитики HSBC предполагают укрепление рубля на 7% относительно текущих значений. Эксперты этого банка называют рубль «лучом света» в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка).
По итогам прошедших пяти лет рубль предложил инвесторам лучшую carry trade доходность в мире (72.4%), кратно опередив другие валюты, включая 2-е и 3-е место рейтинга. С осени 2015 г. потребительская инфляция в России стала резко замедляться. В феврале 2018 г. показатель упал до рекордного минимума 2.2%. С июля 2018 г. инфляция начала ускоряться и выросла до 5.3% к марту 2019 г. С тех пор показатель снизился до 3.5% (ноябрь). С 2015 г. реальный курс рубля (с поправкой на инфляцию) оставался очень привлекательным.
Введение бюджетного правила позволило значительно нарастить международные резервы РФ. В процентах к ВВП показатель достиг самого высокого значения с 2010 года. Правительство сохраняет двойной профицит бюджета и счета текущих операций. При этом бюджетное правило сделало рубль менее зависимым от цен на нефть. Ранее курс российской валюты сильно зависел от динамики мировых цен на черное золото, поэтому в январе 2016 г. курс доллара по отношению к рублю вырос до рекордного максимума.
Стоимость 5-летних кредитно дефолтных свопов с 2015 г. сильно сократилась с 582.30 п.п. до 57.11 п.п. При этом стоимость страховки от дефолта для РФ сокращалась более быстрыми темпами по сравнению со средним сводным показателем стоимости CDS для развивающихся стран.