Сокращение доступныхзапасов так необходимого автомобильной отрасли палладия привело к резкому росту цен на этот металл на 25% всего за две недели, ускорив четырехлетнее ралли и повысив ожидания дальнейшего роста, сообщили аналитики.
Долгосрочный дефицит предложения привел тому, что цены на металл, который используется главным образом в выхлопных системах двигателей автомобилей для ограничения вредных выбросов, удвоились за последний год.
Непосредственные потребности потребителей часто удовлетворяются на рынке кредитования, где держатели металла пускают свои запасы в работу с целью получения прибыли. Тем не менее, ставки, взимаемые за аренду палладия, резко выросли в последние недели, что указывает на снижение доступностиметалла.
На фьючерсном рынке цены на металл для краткосрочной поставки также резко превысили цены контрактов с более поздней датой поставки— ситуация, известная как бэквордация, которая также указывает на то, что покупатели опасаются перебоя поставок.
Спотовый палладий в пятницу превысил 2500 долларов за унцию. В пятницу металл подскочил на 10%, былдостигнут самый высокий уровень цены за всю историю 2539.14доллара за унцию. Металл после закрытия торгов в пятницупокажет лучшую неделю с 2001 года. Для сравнения, 500 долларов стоил металл в январе 2016 года. До начала этого ралли цены на палладий никогда не превышали 1100 долларов.
«Там (на складах) нет металла», — сказал трейдер в Лондоне. «Потребители накапливают запасы. Все это отправлено в Китай».
Южная Африка, которая производит две пятых добываемого в мире палладия, опубликовала в четверг данные, показывающие, что ее производство металлов платиновой группы, включая палладий, упало на 13.5% в ноябре по сравнению с тем же месяцем в 2018 году.
Что касается спроса, то стандарты выбросов, которые вступают в силу на автомобильном рынке номер один, в Китае, требуют на 30% больше палладия на транспортное средство, что более чем компенсирует недавнее снижение количества проданных автомобилей, сказал Купер из Standard Chartered.
Также помогло повысить цены и то, что Китай и США подписали в среду торговую сделку, которая может стимулировать экономический рост, а китайская автомобильная промышленность заявила, что продажи автомобилей замедлят спад.
Годы дефицита привели к сокращению видимых запасов палладия, при этом запасы биржевых фондов (ETF) составили чуть более 600 000 унций по сравнению с 2.5 млн унций в середине 2015 года, что устранило потенциальный источник поставок.
Даже когда цены выросли, спекулятивные инвесторы остаются в стороне, ограничивая свою способность подорвать ралли за счет фиксации прибыли.
Пузырь
Но все более быстрое повышение цен выглядит все более неустойчивым, сказал аналитик Commerzbank Карстен Фрич, добавив, что технические индикаторы показали, что рынок был перекуплен.
Потенциальная угроза росту цен заключается в том, что автопроизводители начнут заменять палладий платиной, которая сейчас стоит около 1000 долларов за унцию, или горнодобывающие компании откроют новое производство.
«Для меня это похоже на пузырь», — сказал Фрич, прогнозируя, что к концу года цены вернутся примерно до 1500 долларов.
Тем не менее, многие по-прежнему делают ставку на дальнейший рост, по крайней мере, в следующем году или двух.
«Палладий будет только расти и расти», — сказал Фредерик Паниццутти из швейцарской компании MKS.
«Цены не будут расти вечно, и недавний скачок должен закончиться коррекцией, хотя фундаментальные факторы в виде нехватки металла не исчезнут в ближайшее время», —возражает Хохрейтер.
По данным Australia & New Zealand Banking Group Ltd., палладий продается более чем в два раза дороже платины, что может побудить автопроизводителей использовать его в качестве замены.
«Скромное восстановление в автомобильном секторе наряду с ужесточением правил выбросов должно оказать поддержку (палладию)», — заявили стратеги ANZ Даниэль Хайнс и Сони Кумари в своем отчете 17 января. Тем не менее, «возможно снижение цены на палладий после его впечатляющего роста в этом году».
Денежный дождь
Всплеск палладия стал благом для производителей в Южной Африке, на долю которых приходится около 38% мирового предложения. Индекс FTSE/JSE Africa Platinum Mining достиг самого высокого ровня с 2011 года, а акции крупнейшего производителя Sibanye Gold Ltd выросли почти в четыре раза за последние 12 месяцев. По словам стратега ABN Amro Bank NV Жоржет Боле, ограничения поставок в Южной Африке, где производители сталкиваются с нестабильной системой электроснабжения, были одним из главных факторов роста цен.
«Я не ожидала, что это произойдет, и в таких ситуациях очень сложно назвать пик, но когда цены начнут падать, распродажа будет очень жесткой», — сказал Боле.
Дмитрий Полин, ProFinance.ru
По теме:
Палладий превысил $1900, и Citigroup обещает, что мы увидим $2500