В конце прошлого года США потребовали от компаний, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток — 2», немедленно свернуть работу. Германия посчитала, что Вашингтон вмешивается в ее внутренние дела, а конгрессмены, принявшие соответствующий санкционный закон, мотивировали свои действия желанием защитить Европу от растущего влияния России.
Однако позицию Белого дома можно объяснить и простым желанием увеличить долю собственного СПГ (сжиженный природный газ — прим. ProFinance.ru) на этом рынке. Администрация Трампа проводит политику энергетического доминирования, которая включает в себя и такой крупнейший рынок газа, как Европа. Впрочем, история (особенно история Газпрома) говорит о том, что в Европе никому доминировать не удастся.
Сегодня европейский рынок газа является намного более открытым и прозрачным, чем раньше, отмечает специалист по российской энергетической политике и автор книги «Мост» Тэйн Густафсон. По его словам, трансформация европейского рынка сократила влияние Газпрома в этом регионе и одновременно лишила остальных игроков возможности занять его место.
Европа создала газовую сеть, включающую и терминалы СПГ. Это означает, что теперь она обладает гораздо большим выбором поставщиков, чем 30 лет назад, когда на рынке доминировали Россия и Норвегия. Есть только одно «но»: СПГ должен иметь адекватную цену.
Польша уже импортирует СПГ из США, причем страна готова покупать больше и даже по более высокой цене, лишь бы снизить зависимость от Москвы. В прошлом году пару танкеров американского «газа свободы» купила и Болгария, сообщив, что его цена соответствовала местному «бенчмарку».
Но Польша и Болгария не представляют особого интереса для ключевых игроков, нацеленных на Германию. Ее рынок является крупнейшим в Европе, и в ближайшие годы продолжит расти на фоне отказа страны от ядерной энергетики. Ожидается, что к 2022 году здесь не останется действующих АЭС.
Именно поэтому Газпром с благословения Ангелы Меркель строит свой «Северный поток — 2». И именно поэтому США пытаются ему помешать.
В первой половине 2019 года Германия импортировала природного газа на $14.6 млрд, что оказалось на 14.8% больше, чем годом ранее (в тераджоулях прирост оказался еще больше: см. график в начале статьи — прим. ProFinance.ru). Крупнейшими поставщиками для Берлина исторически были Россия, Норвегия и Голландия. Однако сегодня, когда Амстердам раньше срока сворачивает добычу на своем главном месторождении Гронинген, Германии понадобится больше газа от России и Норвегии. При этом, в прошлом году комиссар ЕС по энергетике пообещал, что Союз будет закупать и американский СПГ, если его цена окажется подходящей.
Германия также покупает СПГ у России. 4 декабря «Новатэк» сообщил об открытии первой заправочной станции в немецком Ростоке, которая сможет ежедневно обслуживать до 120 грузовых машин. Эта станция стала для компании первой не только в Германии, но и во всей Европе, и ее открытие может означать наличие планов по строительству целой сети подобных заправок.
Именно поэтому захват европейского рынка газа одним производителем сегодня невозможен. Строительство терминалов СПГ в Германии и других странах региона не означает, что его главным поставщиком окажутся США. Есть и другие крупные производители СПГ, вроде Катара, Нигерии и Алжира. Конкуренция высока, и ведется она в открытую.
Победа, которую регуляторы ЕС одержали в споре с Газпромом по долгосрочным контрактам, создало конкурентную среду на европейском рынке и отдало российских и американских производителей газа на милость рыночных сил.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам OilPrice
По теме:
Судьба «Северного потока-2» была предопределена еще до начала строительства
Россия вступила в борьбу с США за европейский энергетический рынок