Валюты по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону взлетели в конце прошлого года благодаря потеплению в торговых отношениях между США и Китаем. Затем началась вспышка коронавируса, уничтожившая все достижения.
После почти 4-процентного роста в декабре австралийский доллар упал на прошлой неделе до самой низкой отметки почти за десятилетие. Валюты Таиланда и Сингапура также обвалились после того, как центральные банки этих стран заявили о рисках для своих экономик из-за нарушения цепочек поставок и снижения турпотока из Китая.
Кристи Тан, руководитель отдела маркетинговых стратегий и исследований на азиатских рынках из банковской группы NAB, базирующейся в Мельбурне, отметила, что «практически все» ожидали стабилизации рынков и повышения экономической активности после подписания США и Китаем торгового перемирия в декабре. Сейчас ситуация на рынке говорит о резком замедлении роста.
«От торговой войны — к войне против вируса, — заявила она. Это шок для финансовых рынков, для глобального роста».
Из-за усилий китайского Центрального банка, призванных ограничить покупку юаня во время торговой войны, трейдеры стали ориентироваться на другие валюты региона, когда вспышка стала более серьезной, добавила госпожа Тан. Австралия имеет худшие показатели по основным валютам в регионе, несмотря на то, что Центральный банк пытается уменьшить последствия от вируса.
«Динамика была довольно плохой», — отметил Даниэль Бин, глава отдела валютных стратегий в ANZ, еще одного финансового учреждения в Мельбурне. В 2020 году валюта упала на 4.3% по отношению к американскому аналогу.
По словам Бина, несмотря на улучшение перспектив для рынка труда страны, австралийский доллар «стал лакмусовой бумажкой», отражающей опасения относительно перспектив роста в Азии, особенно в Китае.
Падение произошло в тяжелое время для инвесторов и трейдеров, у которых появился интерес к валюте. Согласно отчетам американской Комиссии по торговле товарными фьючерсами, отрицательные ставки на фьючерсном рынке, нацеленные на австралийский доллар, сократились вдвое в период с 17 декабря по 21 января, достигнув самого низкого уровня за 20 месяцев.
Реакция банков
Мансур Мохи-Уддин, старший стратег NatWest Markets в области макроэкономики, отметил, что озабоченность вызывают как снижение активности, так и немедленная реакция некоторых центральных банков, поскольку они свидетельствуют о том, насколько уязвимыми могут оказаться экономики региона.
Банк Таиланда неожиданно снизил процентные ставки на прошлой неделе, усилив распродажу тайского бата, который в этом году упал на 4% после роста в 2019 году на 10%. На долю китайских туристов пришлось более четверти от 38 млн человек, посетивших Таиланд в прошлом году, однако число прибывающих в главные аэропорты королевства сократилось с тех пор, как были усилены ограничения на поездки.
«Слабый бат — стимул для экономики, — считает Пракаш Сакпал, экономист банка ING. Но основная движущая сила — это негативное влияние вируса на туризм, а это не очень хороший источник слабости».
Аналитики ожидают, что негативное влияние коронавируса на сферу отдыха и туризма будет сохраняться в течение нескольких месяцев, как это произошло во время вспышки атипичной пневмонии в 2003 году.
«Если рассматривать атипичную пневмонию в качестве ориентира, то влияние продлится в течение одного-двух кварталов», — заявил Сухарт Текапосал, руководитель исследовательского подразделения брокерской компании CLSA Securities по Таиланду.
Аналогичная картина и в других странах. Южнокорейская вона упала на 2% в этом году, в то время как сингапурский доллар снизился на 2.8% по отношению к доллару США. Эти потери в основном связаны с всплеском заболеваемости коронавирусом в Китае, начавшимся в середине января.
Распродажа усилилась на прошлой неделе после того, как Валютное управление Сингапура заявило о наличии «достаточных возможностей для смягчения» основного политического инструмента Сингапура — валютного курса — чтобы преодолеть ослабление экономики, вызванное коронавирусом.
Крупнейший банк Сингапура DBS понизил прогноз по росту валового внутреннего продукта Сингапура на 2020 год с 1.4% до 0.9%, учитывая сокращение турпотока на 1 млн посетителей каждые три месяца во время запрета на въезд в Сингапур для владельцев китайских паспортов.
Аналитик CMC Markets Маргарет Янг считает, что заявление Валютного управления ускорило падение валюты, и она остается под ударом «из-за явного нисходящего экономического давления».
Несмотря на ослабление валют по всему региону, жестко регулируемый на материке курс китайского юаня упал в этом году всего на 0.4%. Аналитики заявили, что действия Народного банка Китая по поддержке экономики страны, включая вливание денежных средств на рынки краткосрочных кредитов, помогли предотвратить более резкое падение.
Это ограничивает давление на других экспортеров в регионе, чьи валюты должны будут снизиться из-за ослабления юаня, чтобы сохранить конкурентоспособность. Однако госпожа Тан предупредила, что трейдеры продолжат делать ставки на конкурентов юаня в регионе до тех пор, пока ситуация в Китае не улучшится.
По теме:
Азиатские валюты растут на фоне замедления темпов распространения вируса
Австралийский доллар вырос по мере возвращения предприятий Китая к работе
Обзор рынка: коронавирус продолжает гнать инвесторов защитные активы