Коронавирус пошатнул мировой рынок грузоперевозок

14.02.2020 10:36

Из-за простоя в китайской экономике экипажи застряли в море, верфи оказались заброшены, а судовладельцы ищут новую работу


Мировая судоходная промышленность пострадала из-за спада в Китае, вызванного смертельным коронавирусом, а транзитные тарифы упали до рекордных минимумов, поскольку суда вынуждены покинуть порты.

Экономические последствия, связанные с закрытием заводов и ограничениями на поездки, введенными в Китае для контроля над распространением вируса, затронули все сегменты судоходства — от нефтяных танкеров до контейнерных линий. Индекс Capesize, который отслеживает расходы крупнейших перевозчиков на транспортировку сухих сыпучих грузов, таких как железная руда, уголь и зерно, на прошлой неделе оказался в отрицательной зоне впервые с момента его создания в 1999 году, а это говорит о том, что на некоторых маршрутах судоходные компании работают в убыток.

Брокеры и аналитики считают, что падение спроса на транспортировку товаров в Китай и из Китая — крупнейшего в мире потребителя многих товаров — негативно скажется на судоходной отрасли и торговле сырьевыми товарами в ближайшие месяцы.


«Это просто конец света, — заявил Эрик Хаавальдсен, руководитель аналитического отдела в инвестиционном банке Pareto Securities, Осло. Китай имеет огромное значение для всего, что связано с судоходством».


Верфи опустели после временного закрытия предприятий, лишая владельцев и судостроителей денег из-за простоя судов, ожидающих обслуживания. Одна из крупнейших китайских верфей в Цзинцзяне рядом с Шанхаем получила две заявки на возобновление работы, которые местное правительство отклонило.


«Мы не можем позволить себе слишком долго находиться в отпуске», — заявил представитель оператора в начале этой недели.


Чиновник из порта Ухань на реке Янцзы отметил, что власти сосредоточились на лекарствах и предметах первой необходимости: «У нас нет возможностей для работы с другими товарами».

Согласно исследованию, проведенному на прошлой неделе Шанхайским международным институтом судоходства, аналитическим центром при поддержке Пекина, загрузка мощностей в крупных китайских портах на 20-50% ниже, чем обычно, при этом более трети портов заявили, что складские помещения заполнены больше чем на 90%.

Долгосрочные последствия

Скорее всего, последствия для судоходной отрасли будут долгосрочными. Представитель China Merchants Port, крупнейшего портового оператора Гонконга, заявил, что эпидемия может сократить годовой доход на 10-25%, если удастся взять ее под контроль к концу марта, и даже больше, если она продлится дольше.

Экипажи застряли на борту судов на китайских верфях или в портах, таких как Сингапур, которые установили строгие карантинные правила для судов, прибывающих из Китая. Гай Платтен, генеральный секретарь Международной палаты судоходства, отметил, что некоторые суда, стоящие на якоре, испытывают нехватку продовольствия.

По словам брокеров, китайские экипажи, а китайцы — это одна из самых распространенных национальностей среди моряков, вынуждены проводить дополнительное время в море, которое обычно не превышает шести месяцев, учитывая, что карантинные ограничения затрудняют смену китайских моряков.

Вспышка болезни сказалась и на товарах первой необходимости. По прогнозам руководителей китайских энергетических компаний, внутреннее потребление нефти может упасть на 25% в феврале, или на 3% от мирового спроса, при этом на фоне подобных опасений нефть марки Brent потеряла примерно 15% в этом году.

В результате ставки для супертанкеров, которые перевозят сырую нефть, упали на 75% в месяц до $23000 в день, что гораздо меньше $140000 в день четыре месяца назад.


«Коронавирус разрушает рынок и наш бизнес», — отметил Брайан Галлахер, глава отдела по связям с инвесторами Euronav, одной из крупнейших танкерных компаний в мире.


Вирус — не единственная медвежья угроза на танкерном рынке. Можно было бы использовать больше танкеров, поскольку в конце января США сняли санкции, введенные в связи с Ираном, с подразделения Cosco, крупнейшего владельца танкеров в Китае. Это потенциальное давление на транзитные цены усиливается из-за снижения спроса после китайского Нового года.

План Б

Утешением для операторов танкеров может послужить тот факт, что суда можно использовать в качестве плавучих хранилищ для нефти, в то время как наземные хранилища заканчиваются. По словам Галлахера, он получил несколько запросов на эту услуге, но сейчас это не целесообразно.

Другие сегменты судоходства также пострадали от эпидемии. С начала вспышки крупная компания AP Moller-Maersk, занимающаяся контейнерными перевозками, отменила 20 рейсов из Китая. Как отметил один азиатский брокер, некоторые судовладельцы не разрешали своим судам плыть в Китай из-за рисков, а другие стали брать премию за рейсы в страну.

Оптимисты ожидают восстановления отрасли за счет стимулирующих мер из Пекина, которые будут приняты, как только удастся остановить распространение вируса. Но в условиях продолжительного экономического спада представители некоторых отраслей промышленности, включая судоходство, могут в конечном счете задуматься о переносе части операций за пределы Китая из-за чрезмерной зависимости от одной страны.


«У вас в стране торговая война, и в довершение всего вспышка коронавируса, — заявил Эрик Брукхейзен, глава аналитического отдела в брокерской компании Poten & Partners. Люди будут вынуждены сказать — „подождите-ка... нам нужен план Б“».


По теме:

Rabobank: перезапуск китайской экономики ускорит распространение коронавируса

Рынок нефти снова трясет на фоне резкого роста числа заболевших коронавирусом

МВФ рассчитывает на очень быстрое восстановление экономики Китая после вспышки коронавируса