На фото: Кристалина Георгиева, директор-распорядитель МВФ
Как повысить безопасность потоков капитала для развивающихся стран? Поиск правильного ответа на этот вопрос имеет решающее значение для финансовой стабильности, роста и создания рабочих мест. Хорошая новость — страны получают выгоду за счет избытка иностранного капитала, который может быть использован для финансирования новых идей и создания необходимой инфраструктуры. Но они также сталкиваются с высокой волатильностью при движении капитала, что может нарушить финансовую стабильность и перспективы бизнеса и домохозяйств.
Решение проблемы неустойчивых потоков капитала может оказаться сложной задачей из-за отсутствия единого мнения в отношении необходимого сочетания политических мер и сроков их принятия. Взять, например, отток капитала с развивающихся рынков в 2018 году, когда Бразилия и Малайзия провели интервенции на валютных рынках, чтобы укрепить свои валюты. Колумбия и Южная Африка почти не вмешивались в работу рынков. Некоторые центральные банки повысили процентные ставки, а другие нет. Сильное вмешательство зачастую помогало смягчить обесценивание, но не всегда.
Все это вызывает вопросы, в том числе и у МВФ. Поэтому МВФ решил пересмотреть и обновить рекомендации для стран-участниц. Задача в том, чтобы дать конкретные рекомендации по странам в отношении надлежащего сочетания стратегий, необходимых для сохранения экономического роста и финансовой стабильности.
Новая «согласованная политическая концепция» позволит переоценить целесообразность четырех инструментов — монетарной политики, макропруденциальной политики, валютных интервенций и мер по регулированию потоков капитала — чтобы помочь стабилизировать экономику, подверженную внутренним и внешним потрясениям. Важно отметить, что «согласованный» аспект новой концепции будет отражать то, как эти инструменты взаимодействуют друг с другом и работают в зависимости от ситуации в конкретной стране.
Нынешняя концепция МВФ, основанная на более традиционном экономическом мышлении, в целом предполагает использование валютного курса в качестве амортизатора. Этот подход позволяет получить представление о том, как развитые страны приспосабливаются к внешним потрясениям и колебаниям валютных курсов. Но он может не учесть важные особенности развивающихся рынков и их реакцию на внешние потрясения, и тогда потребуется совершенно иной подход.
Политическое разнообразие
Новые исследования показывают, что, хотя развивающиеся рынки глубоко интегрированы в мировую торговлю, их торговля непропорционально выражена в долларах, и поэтому гибкие валютные курсы обеспечивают лишь ограниченную защиту. Подобным же образом, несмотря на сильную интеграцию развивающихся рынков в глобальные рынки капитала, их внешний долг в значительной степени деноминирован в долларах. Это может привести к тому, что валютные курсы будут усиливать потрясения из-за внезапного роста обязательств и расходов на обслуживание долга.
На самом деле поразительное разнообразие политики, проводимой различными странами, может свидетельствовать об их различиях в плане подверженности тем или иным внешними потрясениями. Развивающиеся рынки также сильно отличаются в плане ликвидности валютных рынков, что может повлиять на арсенал инструментов, доступных для стабилизации.
Хотя прошлое руководство МВФ для стран-участниц по определению политической стратегии включало все четыре инструмента, МВФ признает, что необходимо лучше понять, как эти политические меры работают как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Например, если страна использовала макропруденциальные инструменты, чтобы избежать накопления долга и валютных дисбалансов до шока, нужно ли ей использовать монетарную политику в большей, или меньшей, степени, чтобы стабилизировать экономическую активность после шока?
Следует ли прибегнуть к валютным интервенциям для стабилизации курса и ограничения балансовых рисков в случае определенных внешних финансовых потрясений, давая при этом монетарной политике больше возможностей, чтобы сосредоточиться на стабилизации внутренней активности? Как повлияют особенности той или иной страны на целесообразность и эффективность такого комплекса политических мер?
Усовершенствованная система
Стремясь ответить на эти вопросы, нужно четко понимать, что существуют обстоятельства, при которых некоторые инструменты не играют никакой роли при выборе оптимальной политики. И даже после того, как МВФ определил самый эффективный набор мер, в рекомендациях странам нужно учитывать, что некоторые политические меры могут привести к нежелательным побочным эффектам. Среди них: ожидание инвесторами односторонних валютных интервенций может помешать долгосрочному развитию валютных рынков и привести к чрезмерному валютному долгу. И, наконец, новое руководство должно учитывать трудности при информационном взаимодействии, а также проблемы доверия, которые могут возникнуть, когда центральные банки используют несколько инструментов.
В ходе тесных консультаций с исполнительным советом МВФ и национальными правительствами стало ясно, что усовершенствованная концепция должна быть достаточно гибкой для решения разнообразных задач. Кроме того, хотя сейчас основное внимание уделяется тем политическим инструментам, которые можно быстро использовать для борьбы с внешними потрясениями, в конечном счете рамки будут расширены за счет включения фискальной политики.
МВФ, как всегда, стремится предоставить странам-участницам оптимальное руководство по определению стратегии для достижения целей по росту и стабильности.
Автор статьи - Кристалина Георгиева, директор-распорядитель МВФ
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
МВФ рассчитывает на очень быстрое восстановление экономики Китая после вспышки коронавируса
МВФ: мировой экономике грозит новая Великая депрессия
Citi: забудьте про коронавирус и ждите быстрого восстановления развивающихся стран