В конце января Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) начала предлагать отправить международных экспертов в Китай для наблюдения за ситуацией и помощи в борьбе с коронавирусом. В этот понедельник Китай, наконец, позволил команде экспертов ВОЗ приступить к работе, однако не дал разрешения на посещение провинции Хубэй или города Ухань, который считается очагом вспышки вируса Covid-19. Власти Хубэя просто слишком заняты и «не могут выделить времени и людей для приема экспертов», сообщает правительственная Global Times.
В последние недели ВОЗ и ее глава Тедрос Гебреисус подвергаются жесткой критике за нерешительность и медлительность в условиях появления нового смертельного вируса. Этот подход демонстрирует излишнюю почтительность со стороны ВОЗ в отношении политических потребностей Пекина.
Часть критики несправедлива, так как ВОЗ не может адекватно отреагировать на мировую эпидемиологическую угрозу, если страна ее происхождения не желает сотрудничать. Но недавняя история говорит о том, что чрезмерное желание кому-то угодить в условиях эпидемиологической угрозы создает риски мирового масштаба. ВОЗ может и должна требовать от Китая большего.
С момента своего основания в 1948 году ВОЗ реализовывала политику ООН в области здравоохранения. Большая часть ее работы носит превентивный характер, но в случае эпидемиологической вспышки, которая угрожает другим странам, ВОЗ может объявить чрезвычайную ситуацию мирового значения. Это является чем-то, вроде сигнала SOS, и позволяет ей привлекать ресурсы со всего мира для борьбы с вирусом.
Это — противоречивые полномочия, реализация которых всегда носят политический оттенок. Во время эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке 2014-2016 годов, жертвами которой стали свыше 11 000 человек, ВОЗ объявила чрезвычайную ситуацию лишь спустя месяцы после ее начала. Частично это было обусловлено боязнью обидеть правительства африканских стран и стремлением защитить их экономику. К моменту объявления чрезвычайной ситуации погибли уже свыше 1 000 человек, и распространение вируса почти вышло из-под контроля.
Позже ВОЗ признала наличие проблемы и провела реформы, призванные деполитизировать свою работу и сделать реагирование на будущие угрозы более эффективным. Но никакие реформы не могут подготовить ВОЗ к политически чувствительной работе с эпидемией в Китае.
На то есть несколько причин. Во-первых, власти Китая не хотят выглядеть беспомощными. Во-вторых, Пекин хочет избежать повторения политических и экономических неприятностей, связанных с эпидемией атипичной пневмонии (SARS) 2002-2003 годов. В-третьих, Китай является традиционным сторонником секретности во всем. И, наконец, в-четвертых, он не только второй крупнейший спонсор самой ВОЗ, но и крупнейший спонсор проектов в области здравоохранения, которые для нее важны. Это дает стране беспрецедентные возможности для того, чтобы игнорировать требования организации.
В подобных обстоятельствах легко понять, почему ВОЗ и ее глава Тедрос Гебреисус дают очень осторожные публичные комментарии относительно того, как Китай реагирует на кризис. Даже несмотря на то, что они знают намного больше.
Без сомнения, ВОЗ разочарована хорошо задокументированными попытками Пекина скрыть вспышку коронавируса на ее ранних стадиях. Однако она также понимает, что публичное выражение недовольства действиями властей Поднебесной лишь затруднит взаимодействие. И ВОЗ не просто промолчала, но и попыталась сделать все для того, чтобы мировое сообщество не закрыло перед китайцами все свои торговые и туристические двери. В конечном итоге чрезвычайная ситуация была объявлена, но произошло это гораздо позже, чем хотели бы многие эксперты.
Китай поспешил ответить любезностью на любезность, и его СМИ начали безудержно превозносить ВОЗ и ее главу, а мировое сообщество получило доступ к научным данным об эпидемии. Это — хорошее начало, но этого недостаточно.
Во время предыдущих чрезвычайных ситуаций ВОЗ формировала международные команды экспертов, которые работали «на земле» и изучали клинические и эпидемиологические свойства новой болезни. Поэтому отказ Китая предоставить подобной команде доступ к сердцу эпидемии не только лишает китайцев и остальных жителей Земли уверенности в том, что с вирусом будут бороться лучшие эксперты, но и подрывает веру в официальные данные в целом. Вкратце: что скрывает Китай?
К сожалению, мир уже сталкивался с подобной проблемой. В 2003 году во время эпидемии атипичной пневмонии потребовались месяцы жесткой международной критики и давления, чтобы заставить Китай открыть для доступа международных экспертов провинцию Гуандун, где зародилась эпидемия. Тогда ВОЗ была среди наиболее жестких критиков Пекина.
Сегодня, спустя 17 лет, ВОЗ и ее глава должны без колебаний учесть прошлый опыт. Политика играет свою роль в мировом здравоохранении, но в конечном итоге ВОЗ служит интересам мирового сообщества, которое оказалось в опасности. Начиная с конца декабря, ВОЗ и ее руководство действует в отношении Китая излишне обходительно, и это должно немедленно прекратиться.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам агентства Bloomberg
По теме:
Китай проговорился про реальные масштабы эпидемии коронавируса?
Советник ВОЗ: коронавирус может поразить две трети населения Земли
Apple Daily: Китай начал открыто фальсифицировать данные по коронавирусу