На этой неделе министры нефтедобывающих стран ОПЕК и их союзников наконец встретятся, чтобы обсудить последний раунд сокращения добычи. Ранее Саудовская Аравия настаивала на переносе встречи на февраль, но с этим не согласилась Россия. Теперь Саудовская Аравия надеется убедить своего крупнейшего союзника, не входящего в ОПЕК, в необходимости более масштабного сокращения под угрозой падения спроса из-за вируса Covid-19. Говорить об успешном решении вопроса пока не приходится, при этом неудача обойдется очень дорого.
Надвигающаяся пандемия уже наложила отпечаток на нефтяные рынки. Американская нефть West Texas Intermediate прочно закрепилась ниже $50 за баррель, а глобальный бенчмарк Brent ненадолго последовал за ней в пятницу. Это неподходящая цена для производителей во всем мире, но без четкого сигнала о более сильном сокращении добычи цены будут падать дальше.
Учитывая распространение вируса, который заблокировал промышленный центр Италии и вынудил Швейцарию запретить крупные мероприятия, производители, похоже, настроены слишком оптимистично. В ходе недавней конференции в Саудовской Аравии генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо заявил, что, несмотря на новый коронавирус, «потребность в энергии продолжит расти во всем мире». Возможно, это справедливо для энергетики в целом, но не для спроса на нефть в этом году, если не удастся добиться быстрого восстановления.
Оценки трех ведущих агентств, составляющих прогнозы, по-прежнему показывают, что в 2020 году спрос на нефть будет расти почти на миллион баррелей в день, но сейчас это кажется слишком оптимистичным. Напротив, опытные консультанты FGE в сфере энергетики понизили свой прогноз по росту в этом году «почти до нуля».
Спрос на топливо падает
Их пессимистичный прогноз основан на косвенном воздействии вируса за пределами Китая, где плотность движения в пострадавших городах уже снизилась, согласно индексу TomTom Traffic. Если посчитать, насколько больше времени занимает поездка по сравнению с пустыми дорогами, то текущие данные показывают, что интенсивность движения в Пекине все еще значительно ниже нормального уровня, хотя город, как сообщается, возвращается к работе.
В Ухане, центре эпидемии в Китае, подобный всплеск не наблюдается: экономическая активность по-прежнему сильно ограничена.
Но это уже не только проблема Китая. Экономические последствия распространения вируса в другие части мира уже очевидны. За последние 10 недель средний четырехнедельный спрос на авиатопливо в США снизился на 18%. Авиакомпании сокращают график полетов, а число пассажиров падает. По словам пассажира, вернувшегося из Австралии в прошлые выходные, самолет был заполнен только на треть. Учитывая, что люди отказываются от полетов, если нет гарантии, что другие пассажиры не заражены, расписание рейсов почти наверняка сократится еще больше, что обязательно повлияет на спрос на топливо. Консультанты JBC Energy сократили прогноз по росту мирового спроса на топливо всего до 50000 баррелей в день в этом году, а это лишь немного больше трети от уровня, существовавшего месяц назад.
Данные TomTom отражают влияние вируса на трафик в Милане после его обнаружения в северной Италии. Поездка в утренний час пик сократилась на четверть, так как на дорогах все меньше машин. Аналогичная ситуация складывается и в Кувейте, стране-участнице ОПЕК, куда вирус распространился из соседнего Ирана.
Надежный план
Любые надежды на то, что спрос достаточно восстановится в этом году для того, чтобы компенсировать спад в первом полугодии, имеют под собой шаткие основания. Рейсы были отменены, а не перенесены. Автомобильные поездки, не совершенные на этой неделе, не будут компенсированы в последующие недели. Возможно, трафик вернется на нормальный уровень, как только вирус будет взят под контроль, но какого-то дополнительного всплеска не будет из-за отложенного спроса.
Именно эту проблему придется решить министрам нефтяной промышленности 23 стран ОПЕК+ в конце этой недели. Им нужен надежный план по снижению существующего объема добычи, даже если Россия откажется от дальнейшего сокращения. Несмотря на лишь частичное выполнение соглашения, Саудовская Аравия, похоже, готова принять это в обмен на дополнительное влияние, которое, по ее мнению, обеспечивает присутствие России за столом переговоров.
Соглашение будет достигнуто — в Вене или в ходе заочной встречи, если заседание будет отменено. (Пока нет никаких признаков того, что это произойдет, хотя ОПЕК продолжает следить за ситуацией в Вене). Цена неудачи слишком высока. Это «сделало бы рынок уязвимым для краткосрочных колебаний, когда нефть может опуститься ниже $30 за баррель», — заявили аналитики Эмили Эшфорд и Пол Хорснелл из Standard Chartered.
Будет по-прежнему трудно убедить нефтетрейдеров в том, что производители делают достаточно или реагируют достаточно быстро. Поставки нефти из Саудовской Аравии в Китай в марте упадут на треть из-за снижения спроса. Королевство призывает производителей ОПЕК + сократить добычу еще на 1 млн баррелей в день, но даже этого может оказаться недостаточно.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
По теме:
США импортируют из Саудовской Аравии минимальные за 45 лет объемы нефти
Генсек ОПЕК: группа ОПЕК+ готова действовать для стабилизации рынка нефти
Спрос на нефть не вырастет или даже уйдет в минус в этом году - FGE