На фото: Нью-йоркский филиал ФРС
Насколько серьезно пандемия коронавируса повлияет на международные торговые потоки? Этот вопрос волнует многих инвесторов, поскольку страны, включая США и Индию, вводят запреты на поездки, а компании по всему миру готовятся к перебоям в цепочке поставок. Но по мере распространения страха возникает и второй вопрос: что произойдет с финансовыми потоками, которые обычно поддерживают эти цепочки поставок?
Ответ может оказаться пугающим. Как отмечают аналитики Credit Suisse, эти проблемы могут привести к сильному смещению спроса на финансирование в долларах. Федеральная резервная система США может попытаться компенсировать эти последствия за счет интервенций на внутренних рынках РЕПО — как она сделала в среду и, несомненно, сделает снова — но этого может быть недостаточно, чтобы смягчить глобальные потрясения.
«Наибольшую озабоченность вызывают просроченные долларовые платежи во всем мире», — написали аналитики, добавив, что из-за просрочки платежей «фирмы столкнутся с дефицитом [т.е. они будут тратить больше денег, чем они получают]; и по мере распространения этого эффекта банки и региональные банковские системы [тоже] будут испытывать дефицит».
Очень сложно предсказать, чем это обернется, поскольку потоки финансирования торговли имеют почти такую же сложную структуру, как и производственные цепочки поставок, и, увы, они такие же непонятные, как теневой банковский мир до 2007 года.
Важные аспекты
Тем не менее, в 2014 году Банк международных расчетов (БМР) попытался разобраться в этой ситуации, проведя, как ни странно, последнее серьезное исследование. Вот четыре важных аспекта, которые имеют значение и сегодня.
Во-первых, сектор торгового финансирования при посредничестве банков имеет огромные размеры: $6.5 трлн — $8 трлн.
Во-вторых, более трети этой суммы, около $2.8 трлн, приходится на долю банковских аккредитивов. Эти кредитные линии, как правило, не отражаются в бухгалтерских книгах банков до тех пор, пока клиент не активирует их. Как отмечает БМР, это означает, что «аккредитивы в основном представляют собой внебалансовые обязательства».
В-третьих, поскольку счета в рамках мировой торговли в большинстве случаев выставляются в долларах, более 80% расчетов по аккредитивам также осуществляются в этой валюте.
По словам БМР, «для многих банков ключевым условием предоставления торгового финансирования является их доступ к финансированию в долларах США». В-четвертых, доступ к долларам является неравномерным. Американские банки могут использовать финансовые инструменты ФРС, а крупные игроки могут заключать сделки на рынках РЕПО. Но крупные международные банки обеспечивают только четверть торгового финансирования, поэтому финансирование в основном осуществляется через посредников.
Судя по всему, до сих пор эти финансовые цепочки не были сильно перегружены. В последнее время стало гораздо дороже привлекать доллары с иеновых рынков. Это важно, потому что японские банки стали ведущим неамериканским поставщиком долларов после изоляции европейских банков. К счастью, эти колебания остаются умеренными по сравнению с 2008 годом.
Однако это может просто свидетельствовать об отставании во времени. Credit Suisse отмечает, что когда торговля нарушается, компаниям изначально нужно меньше финансирования, а не больше, поскольку они используют имеющиеся у них запасы. Но через несколько недель платежи перестают поступать в срок, и начинается погоня за финансированием. Региональные банковские системы могут быть к этому не подготовлены, поскольку они обычно считают, что аккредитивы будут использоваться только в отдельных случаях, а не систематически.
РЕПО и свопы
У ФРС есть способы, чтобы смягчить ситуацию. Она может влить ликвидность на американский рынок РЕПО в надежде, что она постепенно распространиться. Она также может предоставить доллары другим центральным банкам, чтобы они могли поддержать свой частный сектор. В 2008 году ФРС так и сделала, заключив своповые сделки со своими коллегами в Канаде, Великобритании, Швейцарии, Японии и ЕС.
Пьер Ортлиб, экономист независимого аналитического центра Official Monetary and Financial Institutions Forum, утверждает, что американские политики «должны вернуть долларовые своп-линии» из-за пандемии.
Пока неясно, как отреагировал бы президент Дональд Трамп, если бы ФРС сделала это. «Собирается ли Белый дом требовать услугу за услугу от Европы или Японии» в случае предоставления своп-линий, беспокоится бывший сотрудник центрального банка, который помог заключить сделки в 2008 году. Кроме того, чиновники, участвовавшие в тех переговорах, в основном покинули свои должности. Джей Пауэлл, председатель ФРС, пытается наладить сотрудничество, что достойно похвалы, но пока эти отношения не проверены на практике.
Еще больше тревожит то, что своповые сделки 2008 года не включали Китай или Тайвань. Однако сегодня китайские компании и банки остро нуждаются в долларах. А, как отмечает Брэд Сетсер из Совета по международным отношениям, тайваньские компании по страхованию жизни имеют высокие валютные риски из-за роли страны в полупроводниковой промышленности.
Ключевой момент заключается в следующем: дальнейшие действия ФРС в отношении процентных ставок имеют большое значение, но гораздо важнее то, что она будет делать с рынками РЕПО и свопами. Как и в 2008 году, стоит следить за ситуацией в сфере финансирования, хотя разобраться во всех хитросплетениях очень трудно.
По теме:
ФРС заливает пожар на рынках деньгами
Министр финансов США обсудил обвал рынков с главой ФРС и другими коллегами
Deutsche Bank рассказал, чего ждать от рынка акций после экстренного снижения ставок в США