Во время мирового финансового кризиса 2008 года (МФК), как и во время Великой депрессии, рынок акций снизился на 50% с лишним, кредитные рынки застыли, безработица взлетела выше 10%, а ВВП сокращался на 10% в год. И все это сопровождалось чередой банкротств.
Однако в предыдущие кризисы на это потребовалось три года, тогда как сейчас на это ушли всего три недели. В этом месяце рынок акций США рухнул на 20% всего за 15 дней, чего раньше никогда не происходило. Впоследствии снижение американских фондовые индексов с недавних максимумов превышало 30%, кредитные рынки встали, а кредитные спреды (например, между трежерис и «бросовыми» облигациями) взлетели до уровней 2008 года.
Даже такие мэйнстримные финансовые компании, как Goldman Sachs, JP Morgan и Morgan Stanley, прогнозируют, что в первом квартале ВВП США снизится на 6% г/г, а во втором — и вовсе на 24-30%. Министр финансов Стивен Мнучин предупредил, что безработица в стране может взлететь выше 20%, что вдвое выше показателей пика кризиса 2008 года.
Другими словами, каждый компонент совокупного спроса (потребление, капитальные расходы и экспорт) находятся в состоянии беспрецедентного падения. Большинство корыстных экспертов предрекали V-образное экономическое восстановление, т. е. резкий спад в одном квартале с быстрым восстановлением в следующем. Однако к сегодняшнему дню уже должно быть понятно, что коронавирусный кризис — это что-то абсолютно новое. Текущий экономический спад говорит о том, что экономическая динамика не примет ни форму «V», ни форму «U», ни даже форму «L». Скорее, она будет похожа на букву «I», т. е. простой обвал финансовых рынков и реальной экономики.
Даже во время Великой депрессии и Второй мировой войны не было экономического спада, аналогичного тому, что мы видим сегодня в Китае, США и Европе. На данный момент наилучший сценарий заключается в том, что текущий кризис окажется более масштабным, чем в 2008-2009 годах, но при этом более краткосрочным. Это позволит экономике вернуться к росту к четвертому кварталу текущего года, а рынки начнут восстанавливаться, как только увидят свет в конце тоннеля.
Однако для реализации данного сценария необходимо выполнение нескольких условий.
Во-первых, США, Европе и другим регионам, которые сильно пострадали от коронавируса, придется развернуть масштабные меры по борьбе с ним, включающие в себя тестирование, отслеживание зараженных, лечение и карантин китайского типа.
Во-вторых, центробанки, которые меньше чем за месяц приняли столько же стимулирующих мер, сколько за три года после МФК, должны продолжать бороться с кризисом любыми нетрадиционными средствами. Они включают: нулевые или отрицательные ставки, подробное изложение плана действий, количественное смягчение, а также покупку частных активов в целях помощи банкам, нефинансовым организациям и даже крупным компаниям.
ФРС уже расширила международные своп-линии в ответ на глобальный дефицит долларовой ликвидности, но теперь необходимы дополнительные механизмы, с помощью которых банки могли бы кредитовать лишившиеся ликвидности, но все еще состоятельные небольшие и средние компании.
В-третьих, правительство должно запустить мощное фискальное стимулирование, которое будет включать в себя и «сброс денег с вертолета», т. е. прямые бюджетные трансферты домохозяйствам. Учитывая масштаб экономического шока, развитым странам придется увеличить дефицит бюджета с 2-3% от ВВП до 10% от ВВП и больше. Лишь центральное правительство обладает балансом такого масштаба, который необходим для предотвращения коллапса частного сектора.
Но эти дефициты должны быть полностью монетизированы, т. к. их финансирование через стандартную эмиссию госдолга повлечет резкий рост процентных ставок, а экономическое восстановление окажется задушенным в колыбели. Учитывая обстоятельства, стратегия «сброса денег с вертолета» становится мэйнстримной.
К сожалению, власти развитых стран пока делают недостаточно для сдерживания пандемии, а обсуждаемый пакет стимулирующих фискальных мер не является ни достаточно большим, ни достаточно быстрым. Следовательно, риски прихода новой Великой депрессии, которая окажется хуже предыдущей (Более великая депрессия) растут день ото дня.
Если пандемию не остановить, то мировая экономика и рынки продолжат свободное падение. Даже если коронавирус окажется более-менее под контролем, экономический рост все равно может не вернуться к концу 2020 года. К тому времени может начаться новый вирусный сезон и могут появиться новые мутации, а терапевтические средства, на которые многие рассчитывают, могут оказаться не такими уж эффективными.
Кроме того, фискальное стимулирование может столкнуться с серьезными проблемами, если монетизация дефицитов начнет стимулировать рост инфляции. К тому же, многие страны попросту не смогут получить необходимое финансирование в национальной валюте. Кто спасет правительства, компании, банки и домохозяйства в развивающихся странах?
Подготовлено по материалам Project Syndicate, автор: Нуриэль Рубини
По теме:
ВВП США может рухнуть на 50%, а безработица - взлететь до 30% во втором квартале
Morgan Stanley и Goldman Sachs заявили о начале глобальной рецессии