Развивающимся рынкам приходится вести войну сразу на двух фронтах: экономическом и эпидемиологическом. С конца января иностранные инвесторы, отчаянно пытаются избавиться от рисковых активов и выводят капитал из наиболее уязвимых стран. В то же время сокращается объем мировой торговли, цены на сырьевые активы в глубоком падении, а туристов впору заносить в Красную книгу.
Соответственно во многих странах резко уменьшились экспортные прибыли и иссякли притоки иностранной выручки. Теперь им нечем расплачиваться за импорт и обслуживать долларовые кредиты, не говоря уже о финансировании экстренных медицинских расходов и поддержании экономики. Более 90 стран уже обратились в МВФ с просьбой о помощи.
Фонду придется решать беспрецедентную задачу. По данным отраслевой группы Института международных финансов, инвестиции на сумму 96 млрд долларов уже покинули рынки акций и облигаций в развивающихся странах. С начала года бразильский реал, мексиканский песо и южноафриканский ранд потеряли почти четверть своей стоимости по отношению к доллару. Публично забили тревогу пока только несколько стран, но, по оценкам фонда, во время пандемии развивающимся рынкам потребуется не менее 2,5 трлн долларов.
Откуда придет помощь
Частично помощь придет от американского Федрезерва. Американский центральный банк поддерживает своп-линии с некоторыми регуляторами из других стран, которые к настоящему времени уже воспользовались займами на сумму около 400 млрд долларов, используя собственную валюту в качестве обеспечения. ФРС также разрешает большинству центральных банков временно обменивать любые имеющиеся у них казначейские обязательства на доллары.
Однако среди развивающихся рынков такие своп-линии доступны только центральным банкам Бразилии, Мексики, Сингапура и Южной Кореи. У некоторых есть запасы казначейских облигаций. Иными словами, основное бремя по финансированию этих экономик ляжет на плечи МВФ, который, в отличие от ФРС, не может печатать доллары по своему хотению. В фонде отмечают, что объем доступных резервов не превышает 1 трлн долларов, при этом часть из этих денег уже обещана.
Но даже этого будет недостаточно, если крупные экономики, такие как Нигерия, Южная Африка или Турция тоже начнут просить о помощи. Другая проблема заключается в том, что большая часть ресурсов фонда представляет собой заимствования у его членов, которые должны быть повторно авторизованы в этом году., что создает неопределенность.
Эти средства должны быть обеспечены. Америка уже одобрила свою долю, но самые большие и богатые страны-участники должны предоставить еще больше средств.
МВФ должен придерживаться трехстороннего подхода в борьбе с кризисом
Во-первых, нужно создать новые специальные права заимствования (sdrs) — это своего рода валюта, конвертируемая в доллары. Это похоже на печатание денег для финансирования дешевых кредитных линий для всех членов МВФ. В 2009, году после мирового финансового кризиса фонд создал 250 млрд долларов США в новых SDR; сегодня он может создать сумму вдвое больше, прежде чем обратится к Конгрессу США за разрешением на продолжение.
Создание SDRS обеспечит масштабную, безусловную помощь, не истощая резервы МВФ. Но тут не все так просто. Основная миссия фонда — выдача погашенных ссуд, а не печатание денег. На создание необходимой поддержки может потребоваться время. В то же время богатые страны должны предоставлять свои SDRS странам, не имеющим резервов. Это более приемлемо с политической точки зрения, нежели кредитование в долларах.
Во-вторых, МВФ должен устранить дефицит долларовой ликвидности в платежеспособных странах, в которых есть надежные институты, но которые не могут заимствовать средства у ФРС. В 2017 году совет фонда отклонил предложение о предоставлении собственного финансирования странам с сильными институтами на основе своп-линий. Следует пересмотреть это решение.
Следует также изучить возможность использовать существующие на мировых рынках долларовые резервы и направлять их тем странам, которые в них нуждаются. Например, фонд мог бы выступать в качестве расчетной палаты для валютных свопов, гарантируя участвующим центральным банкам защиту от убытков, покрывая безнадежные долги стандартной программой МВФ.
В-третьих, фонд должен убедить мир в том, что многие бедные страны, особенно в Африке, несостоятельны и нуждаются в облегчении долгового бремени. Исследователи из фонда и Всемирного банка в феврале пришли к выводу, что у половины стран с низким уровнем доходов финансы были не в лучшем состоянии еще до пандемии. Есть опасность, что они используют экстренные займы для выплаты других задолженностей. В этом случае у МВФ на руках остается безнадежный долг. (По некоторым оценкам, Китай предоставил африканским правительствам и государственным предприятиям займы на сумму 146 млрд долларов в период с 2000 по 2017 годы).
Лучше коллективно списывать долги. Для того чтобы все организовать нужно время, но государственные кредиторы должны немедленно прекратить выплаты основного долга и процентов. По возможности страны должны объединиться, чтобы защитить беднейшие экономики, освободив их от платежей частным кредиторам.
Эти меры нужны в дополнение к обычным программам кредитования МВФ, которые будут использоваться в невиданных до сих пор масштабах. Фонд не сталкивался с таким кризисом раньше. Ему нужно использовать все доступные средства.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Economist