Когда в начале марта коронавирусная инфекция распространилась по всей территории США, один из руководителей, работающих в Кремниевой долине, позвонил в компанию Rising S Co, которая занимается строительством бункеров. Он хотел узнать, как открыть потайную дверь в свой многомиллионный бункер, расположенный в Новой Зеландии на глубине 11 футов под землей.
Технический директор никогда не пользовался бункером и не мог вспомнить, как его открыть, отметил Гэри Линч, генеральный директор техасской компании Rising S Co.
«Он хотел проверить комбинацию для двери и задавал вопросы об электроэнергии и бойлере, а также о том, нужно ли брать дополнительную воду или воздушные фильтры», — заявил Линч.
Бизнесмен работает в компании в области залива, но живет в Нью-Йорке, который быстро становится мировым эпицентром коронавируса.
«Он уехал в Новую Зеландию, чтобы спастись от происходящего — прокомментировал Линч, отказавшись назвать имя владельца бункера, потому что держит в секрете списки своих клиентов. И насколько мне известно, он по-прежнему там».
В течение многих лет богатые американцы, обеспокоенные тем, что, скажем, микроб-убийца может парализовать весь мир, выбирают Новую Зеландию в качестве убежища. В стране, расположенной на краю земли более чем в 2000 милях от южного побережья Австралии, проживает примерно 4.9 млн человек, что составляет примерно пятую часть от населения Нью-Йоркской агломерации. Чистое, зеленое островное государство славится своей природной красотой, невозмутимыми политиками и первоклассными медицинскими учреждениями.
В последние недели страну хвалят за те меры, которые она принимает для борьбы с пандемией. Там своевременно ввели четырехнедельный карантин, и сегодня в стране больше выздоровевших, чем заболевших. От этой болезни умерли всего 12 человек. Число погибших в США превышает 39000 человек, и соответственно уровень смертности в Штатах на душу населения примерно в 50 раз выше.
Компания Vivos, которая создает сеть подземных укрытий, уже обустроила бункер на 300 человек на Южном острове, чуть севернее Крайстчерча, заявил ее Роберт Висино. За последнюю неделю он получил два звонка от потенциальных клиентов, желающих построить дополнительные убежища на острове. В США две дюжины семей переехали в бункерный городок Vivos в Южной Дакоте, рассчитанный на 5000 человек. Там они живут в бункере на бывшей военной базе, площадь которого составляет примерно три четверти Манхэттена. Vivos также построила бункер на 80 человек в Индиане и разрабатывает проект укрытия на 1000 человек в Германии.
Сейчас или никогда
За последние несколько лет Rising S Co. возвела в Новой Зеландии около 10 частных бункеров. Средняя стоимость жилья весом около 150 тонн составляет $3 млн долларов, однако она легко может подняться до $8 млн, учитывая дополнительные опции, например, роскошные ванные комнаты, игровые комнаты, тиры, тренажерные залы, театры и хирургические кровати.
Из-за усиления пандемии некоторые обитатели Кремниевой долины уже переехали в Новую Зеландию. 12 марта Михай Динулеску решил свернуть запускаемый криптовалютный стартап, предпочтя сбежать в эту отдаленную страну.
«Я боялся, что они начнут закрывать границы, и думал либо сейчас, либо никогда, — заявил 34-летний Динулеску. Меня преследовало чувство, что нужно ехать».
Динулеску собрал чемоданы и оставил мебель, телевизор, картины и другие вещи у друзей. Он купил самые ранние билеты на самолет, и через 12 часов выпускник Гарвардского университета и его жена уже были на 7-часовом рейсе в Окленд. По словам Динулеску, вся международная секция аэропорта Сан-Франциско была пуста, за исключением одного рейса в Новую Зеландию.
«В то время, как почти все самолеты были заполнены лишь на треть, на этом рейсе не было свободных мест», — отметил он.
Четыре дня спустя Новая Зеландия закрыла границы для иностранцев, что могло нарушить планы беженцев. Динулеску заявил, что он связался примерно с 10 людьми в Новой Зеландии, которые успели переехать до закрытия границ, но многие предприниматели, которых он знает, еще не были достаточно напуганы во время закрытия границы. А теперь они не могут въехать в страну. Однако после объявления о прекращении полетов местная пресса сообщила о незначительном увеличении числа частных самолетов, приземляющихся в стране.
Самое безопасное место
Нынешние ограничения на поездки дополняют еще один указ, принятый в августе 2018 года, который запрещает иностранцам покупать дома в Новой Зеландии, отчасти из-за того, что американцы захватывают территории с первоклассной недвижимостью. Это стало препятствием для новозеландского агента по элитной недвижимости Грэма Уолла, который сказал, что в последние недели он получил около полудюжины звонков от богатых американцев, надеющихся купить недвижимость на острове.
«Все они утверждают, что сейчас самое безопасное место — это Новая Зеландия, — отметил он. До появления Covid-19 это была только теория».
Среди богатых североамериканцев, которым удалось получить там недвижимость, — основатель первого хедж-фонда Джулиан Робертсон, голливудский кинорежиссер Джеймс Кэмерон и соучредитель PayPal Holdings Inc. Питер Тиль, у которого есть два поместья в Новой Зеландии, одно с видом на заснеженные горы и хорошо защищенной комнатой.
И хотя сейчас Динулеску живет не в особняке, он не планирует возвращаться в долину, пока пандемия не отступит. Вместе с женой он отсиживается на острове Уаихеке в двухэтажном доме с тремя спальнями и видом на океан за $2400 в месяц, что более чем на треть меньше, чем они платили за свою двухкомнатную квартиру в Сан-Франциско.
Пара выбрала Уаихеке с населением около 9000 человек из-за близости к другим представителям элиты. На этом острове, который называют «Хэмптонс Новой Зеландии» по аналогии с респектабельным пригородом Нью-Йорка, расположены потрясающие особняки на вершине утеса и винодельни международного уровня. Там же находятся дома, принадлежащие Грэму Генри, бывшему тренеру команды по регби All Blacks, и миллиардеру Грэму Харту.
«Честно говоря, мы искали миллиардеров, — сказал Динулеску. Мы хотели выяснить, где будут находиться все остальные обитатели Кремниевой долины».
По его словам, до сих пор он не общался ни с одним представителем технической элиты, так как все «все находятся на самоизоляции».
Не так страшна пандемия, как социальные последствия
Перрин Моллой, местный строитель, который жил на острове с 11 лет, называет Вайхека «песочницей для миллиардеров». Его часто вызывают на ремонт в мега-особняков на острове, многие из которых пустуют почти круглый год. «Эти дома задуманы как убежище для богачей, желающих скрыться от происходящего в остальном мире», — отметил он.
По словам Моллоя, на Вайхеке строители зачастую не знают имена тех, на кого они работают, а реновация в рамках подготовки к судному дню — обычное дело. Один из коллег Моллоя участвовал в строительстве дома стоимостью 12 миллионов долларов в частном заливе, на котором в планах фундамента был отмечен «воздушный туннель», в который легко помещались четыре человека, идущие плечом к плечу. «Совершенно очевидно, что запасной путь к бегству», — сказал он.
Коронавирус, скорее всего, ускорит подготовку к катастрофе и добавит работы строителям в Новой Зеландии и за ее пределами. «Коронавирус показал, насколько мы уязвимы, но на самом деле людей больше беспокоит жизнь после карантина», — поясняет Вичино, основатель Vivos. Богатые люди опасаются, что экономический коллапс или глобальная депрессия могут спровоцировать массовую агрессию против 1% самых состоятельных людей, уверен он. «Они не хотят оказаться один на один с бандами мародеров и ненавистников».
Сэм Альтман, бывший президент стартап-инкубатора Кремниевой долины Y Combinator и главный исполнительный директор OpenAI, помог поднять репутацию Новой Зеландии как убежища, сообщив изданию New Yorker, что в случае пандемия он планирует сбежать вместе с Тилем. Однако, в интервью на прошлой неделе он отметил: «Это очень милое место, но я не знаю никого, кто сбежал в Новую Зеландию». Некоторые коллеги-предприниматели направились в долину Напа, но Альтман говорит, что он не слышал о том, чтобы кто-то сбежал за границу.
Сам Альтман самоизолируется в своей квартире в Сан-Франциско. И, как и многие другие, отращивает растительность на лице и смотрит Короля Льва на Netflix.
По теме:
Экономические последствия коронавируса будут сопоставимы с мировой войной
Экономика США сократится на 40%, а безработица поднимется до 20% — JPMorgan