Еще до обвала цен на нефть на этой неделе последствия коронавируса для мировой экономики вынудили ведущие нефтедобывающие страны мира сократить расходы и пересмотреть бюджеты. А теперь стало еще хуже. Нефть марки Brent опустилась во вторник ниже $20 за баррель впервые за 18 лет, при этом другие эталонные сорта также упали по всему миру. В результате политики в странах, где государственные финансы зависят от нефтедолларов, столкнулись с серьезным кризисом.
Ближний Восток
Производители по всему Ближнему Востоку были вынуждены бороться с вялым ростом еще до того, как разразился кризис. Более богатые страны региона, такие как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, имеют огромные финансовые резервы, но, как ожидается, даже им придется сократить расходы и взять кредит. Саудовская Аравия, крупнейший в мире экспортер нефти, заявила в прошлом месяце, что сократит государственные расходы на 5% и повысит лимит госдолга с 30% от валового внутреннего продукта до 50%.
По словам консультантов, министерствам было предложено ограничить расходы на целых 20%. Как следствие, ожидается, что Эр-Рияд отложит или приостановит реализацию государственных проектов, в том числе крупномасштабных проектов, которым отводится центральное место в планах наследного принца Мухаммеда бен Салмана по модернизации экономики.
Катар и Абу-Даби уже прибегли к помощи долговых рынков, чтобы пополнить казну, получив $10 млрд и $7 млрд соответственно. Более бедные производители, такие как Ирак, Алжир и Оман, столкнулись с еще более серьезными проблемами. У них недостаточно финансовых возможностей, и, вероятно, им придется бороться за доступ к рынкам капитала.
Иракские чиновники предупредили, что правительство, возможно, не сможет выплатить половину зарплат в государственном секторе в следующем месяце, в то время как Алжир, где, по данным МВФ, бюджетный баланс достигается при стоимости нефти в $157 за баррель, заявил о сокращении государственных расходов на 30%.
Три года назад валовые валютные резервы Алжира составляли $96 млрд, а затем стали резко падать; по прогнозам МВФ, они уменьшатся до $36 млрд в этом году и до $12.8 млрд в 2021 году. По данным МВФ, валовые валютные резервы Ирака сократятся с $68 млрд в прошлом году до прогнозируемых $33 млрд в этом году и $10.6 млрд в 2021 году.
Россия
Россия была вынуждена резко сократить прогнозы относительно того, как долго бюджет страны сможет существовать за счет финансовых резервов.
В прошлом месяце Москва утверждала, что фонд благосостояния в размере 12.9 трлн рублей ($170 млрд) позволит компенсировать потери в бюджете примерно в течение восьми лет. Но в эти выходные, когда цены на нефть продолжили падение, Кремль заявил, что средств хватит только на половину этого срока.
По словам министра финансов России Антона Силуанова, почти половина этих денег, накопленных за последние несколько лет за счет сверхдоходов при цене нефти выше $42 за баррель, будет потрачена только в 2020 году.
Прогноз по ВВП на 2020 год (изменение в %)
Источник: МВФ, The finnacial Times
Российские производители нефти частично защищены благодаря плавающему курсу рубля, который ослабевает по мере падения цен на нефть, увеличивая внутренние доходы на доллар при экспорте каждого барреля. Но ставка налога, взимаемого с производителей, также снижается вместе с ценами, а это значит, что федеральный бюджет несет несоразмерные убытки.
Когда нефть марки Brent стоит около $40 за баррель, что примерно вдвое превышает нынешний уровень, бюджет Москвы на 40% состоит из доходов от продажи нефти и газа. Ранее правительственные чиновники заявили, что при стоимости нефти $35 дефицит в этом году составит $40 млрд.
«Российские власти все эти годы напоминали наркомана, у которого в одну руку введена труба с газом, в другую — с нефтью, а в голове — экономические галлюцинации», — заявил российский экономист и представитель оппозиции Григорий Явлинский.
«Наше правительство и наше руководство России располагает всеми необходимыми резервами для демпфирования негативных последствий такой международной волатильности для нашей экономики, — заявил во вторник пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Конечно, при необходимости эти ресурсы, которые имеются под рукой, будут задействованы».
Африка
Нигерия, крупнейший производитель нефти на континенте, уже сократила годовой бюджет, отменила затратные субсидии на нефть, девальвировала валюту и запросила $7 млрд в рамках экстренного многостороннего финансирования, предупредив о надвигающейся рецессии — и это еще тогда, когда Brent была выше $30 за баррель. Сырая нефть обеспечивает более половины государственных доходов и почти весь приток иностранной валюты.
«Наша экономика находится в кризисе», — заявила министр финансов Зайнаб Ахмед местному телевидению две недели назад.
По ее по подсчетам, без масштабного плана стимулирования крупнейшая экономика Африки может сократиться в этом году на 3.4%. Нонсо Обикили, директор базирующегося в Абудже Центра экономики Турго, считает, что после дальнейшего падения Brent кризис, скорее всего, только усилится.
«Существенная разница между нефтью за $20 и за $30 заключается в том, что нам, возможно, действительно придется закрывать скважины, — отметил Обикили. С точки зрения динамики фискальной и монетарной политики это только усугубит и без того ужасную ситуацию».
Другие производители нефти из стран Африки к югу от Сахары могут оказаться в еще более тяжелом положении. Обвал цен сильно подрывает позиции экспортеров нефти, поскольку они вынуждены вести переговоры с кредиторами, чтобы смягчить удар по экономике, заявил во вторник Франсуа Конради из NKC African Economics.
«Переговоры между африканскими правительствами и кредиторами будут влиять на государственные финансы и экономику африканских стран в более широком плане на протяжении целых десятилетий», — считает он.
Латинская Америка
«Обвал цен на нефть — это последнее, что нужно Латинской Америке, — говорится в недавнем докладе Oxford Economics. Когда в последний раз цены на нефть упали до $30 за баррель еще в начале 2016 года, через несколько месяцев Латинская Америка погрузилась в рецессию».
Бразильская государственная нефтяная компания Petrobras является одним из наиболее сильных игроков в регионе, однако мексиканская Pemex уже и так накопила крупнейшие долги среди мировых нефтяных компаний. Ее обязательства достигли $105 млрд. Два рейтинговых агентства понизили долг компании до мусорного уровня, и аналитики опасаются, что стоимость ее спасения может означать дальнейшее понижение суверенного рейтинга Мексики.
Американские санкции и неэффективная работа венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA в течение многих лет уже привели к резкому падению добычи; из-за последнего обвала цен Каракас практически вообще не может экспортировать сырую нефть.
Сильная зависимость Эквадора от нефтяных доходов уже вынудила страну пересмотреть условия внешнего долга; если цены на нефть останутся низкими, аналитики сомневаются, что экономика с огромными долгами и высокой степенью долларизации сможет долго продержаться.
«Если не считать успешную реструктуризацию [долга], то серьезные ограничения ликвидности и огромные политические издержки, связанные с постоянным обслуживанием внешнего долга, скорее всего, в итоге приведут к дефолту», — говорится в заявлении Eurasia Group.
Аргентина, которая уже не раз объявляла дефолт, рассчитывала увеличить валютные поступления за счет разработки огромных сланцевых месторождений в Патагонии. Но большие производственные издержки означают, что теперь проект вряд ли сможет привлечь миллиарды долларов в виде ежегодных инвестиций, необходимых для полной реализации его потенциала.
Авторы — Эндрю Ингленд, Генри Фой, Нил Мунши и Майкл Стотт
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Нефть ушла в минус, что это значит
Низкие цены на нефть — это «крушение поезда на полной скорости» — Parsley Energy