Совет директоров Банка России 24 апреля 2020 года принял решение снизить ключевую ставку на 50 б.п., до 5.50% годовых, сославшись на кардинальное изменение ситуации с момента заседания Совета директоров в марте. Мировой карантин для борьбы с пандемией коронавируса обернулся глобальной рецессией масштабов, не виданных с 30 годов прошлого века. Это формирует значительное и продолжительное дезинфляционное давление на потребительские цены со стороны совокупного спроса, которое компенсирует эффекты временных проинфляционных факторов, в том числе связанных с падением цены на нефть.
Динамика инфляции в 2020 году будет определяться глубиной спада мировой и российской экономики. Ослабление спроса станет существенным дезинфляционным фактором, что связано с текущими и отложенными экономическими эффектами введенных ограничений по борьбе с пандемией коронавируса в России и в мире. Инфляционные ожидания населения и бизнеса повысились, но в условиях снижения спроса их изменение будет иметь краткосрочный характер.
Влияние краткосрочных проинфляционных факторов будет сдержанным. Данные о динамике инфляции в марте и апреле отражают временную реакцию потребительских цен на произошедшее ослабление рубля и эпизоды повышенного спроса на отдельные группы товаров. Годовая инфляция в марте увеличилась до 2.5% (с 2.3% в феврале). По предварительным данным на 20 апреля, годовой темп прироста потребительских цен составил около 3.1%.
В соответствии с базовым прогнозом Банка России и с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3.8–4.8% по итогам 2020 года и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
Денежно-кредитные условия в целом не изменились. На депозитно-кредитном рынке в основном наблюдалось некоторое повышение процентных ставок, что отражает рост доходности ОФЗ в марте на фоне падения котировок и увеличения премий за риск на глобальном финансовом рынке. В апреле доходности ОФЗ снизились, приблизившись к уровням февраля текущего года. Этому способствовали меры Банка России по поддержанию финансовой стабильности, а также уменьшение волатильности на мировых финансовых рынках, в том числе под влиянием действий центральных банков. Уменьшение доходности ОФЗ создает условия для снижения процентных ставок на других сегментах финансового рынка. Кроме того, принятое Банком России решение о снижении ключевой ставки, а также регуляторные послабления будут противодействовать ужесточению денежно-кредитных условий в связи с возросшими рисками. Это наряду с другими мерами Банка России поддержит кредитование, в том числе в наиболее уязвимых секторах экономики.
Распространение пандемии коронавируса в России и ограничительные меры, принятые для борьбы с ней, а также падение внешнего спроса и дальнейшее снижение цен на нефть и другие экспортные товары оказывают значительное негативное влияние на экономическую активность. Опережающие индикаторы, в том числе опросы, свидетельствуют о существенном снижении деловой активности в сфере услуг и обрабатывающей промышленности, а также о сокращении объемов новых заказов на внешнем и внутреннем рынках. Ухудшились настроения и ожидания бизнеса. В этих условиях произойдет снижение ВВП в II квартале текущего года с постепенным восстановлением экономической активности по мере нормализации ситуации с распространением коронавируса и смягчения большинства ограничительных мер в России и в мире.
Регулятор существенно пересмотрел параметры своего базового сценария. ВВП снизится на 4–6% в 2020 году. В дальнейшем прогнозируется восстановительный рост российской экономики на 2.8–4.8% в 2021 году и 1.5–3.5% в 2022 году. В базовый прогноз Банка России заложена средняя цена нефти марки Urals в 27 долларов США за баррель в 2020 году и ее последующее повышение до 35 и 45 долларов США за баррель в 2021 и 2022 годах соответственно.
Динамика восстановления экономики будет в значительной мере зависеть от масштаба и эффективности мер, принимаемых Правительством и Банком России для смягчения последствий пандемии коронавируса.
При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях.
Реакция курса рубля
Курс рубля растет, реагируя на позитивную динамику долгового рынка, повышение цен на нефть и фьючерсы на американские акции. В целом, можно сказать, что реакция рубля на вполне ожидаемое решение регулятора была положительной: к доллару рубль прибавил около 50 копеек. Инвесторов обрадовал тот факт, что Банк России не стал выделяться из толпы мировых ЦБ, которые повсеместно вслед за ФРС и регуляторами G7 снизили стоимость заимствований, ужаснувшись цифрам и глубине наступающей рецессии. Это не удивительно, когда мировая экономика повсеместно находится на карантине, ВВП не растет, а сокращается. То, что российский регулятор, несмотря на намеки, прозвучавшие неделю назад со стороны непосредственно Эльвиры Набиуллиной, может воздержаться от снижения ставок, поскольку стоимость рубля снизилась и создает ряд угроз, в том числе проинфляционных, высказывались ряд аналитиков. В частности, назывались условия в виде падения рубля слабее 8 за доллар. Далее динамика рубля будет определяться уже внешними индикаторами: нефтью и акциями.
По теме:
Курс рубля может упасть до 115 за доллар при негативном сценарии — Райффайзенбанк