Банк России 19 июня 2020 года снизил ключевую ставку на 100 б.п., до 4,50% годовых. В целом решение соответствует ожиданиям, однако крупные банки надеялись, что снижение составит 50-100 пунктов.
Я бы не назвал реакцией падение рубля на 10 копеек после оглашения сегодняшнего решения. Это скорее некоторое легкое недоумение и непонимание, как реагировать и на что. Понятно, что такое сильное снижение ставки лишает рубль некоторого блеска с точки зрения кэрри-трейда — но лишь частично. Ставки все еще выше, чему в ряде сопоставимых по экономике стан, где политическая ситуация может быть менее стабильна. Также непонятно игрокам как реагировать, если провести аналогию с реакция мировых рынков на увеличение количественного смягчения в Европе и Британии. Так вчера фунт упал, потому что инвесторы посчитали, что Банк Англии предоставил слишком мало стимулов (в прежние годы реакция могла быть обратной). Следуя этой логике, рубль к вечеру окажется выше — так как Банк России предоставил российской экономике стимулов больше, чем ожидали рынки. Но в целом решение регулятора всегда было непродолжительным по влиянию на рынки. Нефть и риск-качели мирового рынка активов — вот что главное для рубля.
Текст заявления Банка России
Решение находится в русле мировой тенденции смягчения денежно-кредитных условия для поддержания экономики, пострадавшей от коронавируса. ЦБ в своем решении сослался на дезинфляцию вследствие карантина в России и в мире. Проинфляционные факторы утратили силу. Риски для финансовой стабильности, связанные с ситуацией на глобальных финансовых рынках, сократились. Инфляционные ожидания населения и бизнеса снизились. Регулятор признает риск значимого отклонения инфляции вниз от цели 4% в 2021 году. Принятое решение по ключевой ставке направлено на ограничение этого риска и удержание инфляции вблизи 4%.
Картина инфляции в этом году и следующих годах будет понятна позже, поскольку сильный экономический спад во втором квартале в России и в мире внес свои коррективы. Дезинфляционное влияние слабого спроса усилилось, что связано с текущими и отложенными экономическими эффектами ограничений.
Мартовское ослабление рубля и временное повышение спроса на отдельные группы товаров больше не оказывает влияния на динамику потребительских цен. По предварительным подсчетам на 15 июня, годовая инфляция составила около 3,1%. В ближайшие месяцы динамику потребительских цен будет дополнительно сдерживать укрепление рубля, наблюдавшееся в мае — начале июня на фоне стабилизации мировых финансовых рынков и роста цен на нефть. Текущая месячная инфляция в годовом выражении продолжит снижаться. В то же время показатель годовой инфляции будет увеличиваться в 2020 году из-за эффекта низкой базы 2019 года.
Денежно-кредитные условия, после непродолжительного ужесточения в марте—апреле, несколько смягчились в мае—июне. Упали доходности ОФЗ и корпоративных облигаций, снизились процентные ставки по депозитам и ипотечным жилищным кредитам. Одновременно выросли кредитные риски в реальном секторе, что сдерживает снижение рыночных ставок. Сегодняшнее решение ЦБ повлияет на снижение рыночных ставок.
Сокращение ВВП в II квартале может быть более существенным, чем ожидалось. В то же время поддержку российской экономике оказывают дополнительные меры Правительства и Банка России по смягчению экономических последствий пандемии коронавируса. В этих условиях ВВП снизится на 4–6% в 2020 году. В 2021–2022 годах продолжится восстановительный рост российской экономики.
Дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными. Дезинфляционные риски для базового сценария в основном связаны с неопределенностью относительно дальнейшего развития ситуации с пандемией коронавируса в России и в мире, масштабов возможных мер борьбы с ней и их влияния на экономическую активность, а также скорости восстановления мировой и российской экономики в результате смягчения ограничительных мер.
Дмитрий Полин, ProFinance.ru
По теме:
Альфа-банк рассказал, как сильно ЦБ снизит ставку через неделю