Россия поступит «по учебнику» американской сланцевой отрасли, чтобы быстро увеличить добычу нефти и сохранить свою долю на мировом рынке, когда спрос наконец восстановится после пандемии коронавируса.
Вид на нефтяную вышку на Ванкорском нефтяном месторождении, принадлежащем компании «Роснефть» к северу от российского сибирского города Красноярск 25 марта 2015 года. РЕЙТЕР / Сергей Карпухин
По крайней мере, два государственных банка, Сбербанк и ВЭБ, планируют одолжить нефтяным компаниям около 400 миллиардов рублей (6 миллиардов долларов) под практически нулевые процентные ставки для бурения около 3000 незаконченных скважин, сообщили Reuters официальные лица, участвующие в схеме.
Как только цены на нефть восстановятся, скважины можно будет закончить быстрее, чем начинать с нуля, чтобы Россия могла вернуть свою добычу к уровням, на которые вышла до того, как она согласилась с другими ведущими производителями сократить поставки из-за последствий от COVID-19.
Американские производители сланца стремятся бурить, но не заканчивать скважины, когда цены на нефть низкие, вместо того, чтобы заморозить всю деятельность, поэтому они могут завершить бурение скважин и быстро увеличить добычу, когда спрос возрастет.
Геолог, консультирующий российские нефтяные компании, сказал, что новые скважины добавят не менее 200 000 баррелей в день к производстуительности, основанной на средних дебитах, но если их предположения о больших запасах окажутся верными, скважины могут увеличить добычу на 2 миллиона баррелей.
Геолог отказался назвать свое имя, потому что он не уполномочен общаться со СМИ.
Хотя министр энергетики Александр Новак заявил на прошлой неделе, сколько будет инвестировано в программу бурения, подробности того, как будет работать схема, количество скважин и то, насколько может увеличиться добыча нефти, не разглашаются.
Заместитель Новака Павел Сорокин, бывший аналитик по нефти и газу в американском банке Morgan Stanley и один из архитекторов плана, отказался комментировать количество скважин или их ожидаемый дебит.
По данным министерства энергетики, в прошлом году Россия добывала в среднем 11,3 миллиона баррелей в сутки из 180 000 скважин. Новак заявил на прошлой неделе, что после вступления в силу соглашения ОПЕК + об ограничении мировых поставок сырой нефти добыча в России упала на 2 миллиона баррелей в сутки.
В основном Россия закрыла старые или менее продуктивные скважины, которые не обязательно будут восстановлены после истечения срока в апреле 2022 года, поэтому правительство помогает нефтяным компаниям обеспечить быструю замену утраченной добычи.
«Такая поддержка ... позволит нам создать необходимое количество незаконченных скважин, готовых к запуску, когда нам потребуется увеличить добычу», - сказал Сорокин Reuters.
Россия наметила различные меры стимулирования, чтобы справиться с последствиями COVID-19, и, как ожидается, расходы в течение следующих двух лет достигнут 5 триллионов рублей. Пока неясно, будет ли запланированная поддержка нефтяных компаний из этих фондов.
График: добыча нефти в России, с конца СССР до наших дней, Reuters Graphic
Дешевые кредиты и налоговые каникулы
Аналитики говорят, что Саудовская Аравия и Соединенные Штаты могут возобновить приостановленную добычу нефти быстрее, чем Россия, и Москва не хочет проиграть, когда рынок вернется в нормальное состояние.
Холодная погода - главная причина того, что добыча дороже и требует больше времени для перезапуска скважин в России, чем в Саудовской Аравии, сказала Дарья Сурова, аналитик консалтинговой компании Rystad Energy.
По словам Сергея Клубкова, директора по исследованиям компании Vygon Consulting, российская нефть обычно залегает глубоко в грунте и в более толстых слоях, в то время как тяжелое буровое оборудование можно еремещать на сибирские месторождения зимой, когда болота и реки замерзают.
Уровень инвестиций, объявленный Москвой, будет достаточным для бурения около 3000 эксплуатационных скважин различных типов, по словам Клубкова из Vygon, который проводит исследования для российских министерств энергетики и природных ресурсов.
Согласно плану банкира и проекту документа, план бурения, который еще не завершен министерствами энергетики и финансов, будет включать банковские кредиты, а также налоговые льготы и льготные процентные ставки.
Сорокин заявил агентству Рейтер, что по плану министерства нефтяные компании будут платить проценты только по кредитам сверх основной процентной ставки центрального банка, которая составляет 4,5%, поэтому кредиты, вероятно, будут практически беспроцентными.
Анатолий Попов, заместитель председателя правления крупнейшего российского кредитора Сбербанка, заявил агентству Рейтер, что ведет переговоры с министерством энергетики о схеме и деталях, которые еще предстоит доработать.
Государственный банк развития ВЭБ подтвердил агентству Рейтер, что он участвовал в переговорах в Москве о своем возможном включении в более широкую программу стимулирования экономики в связи с коронавирусом, не вдаваясь в подробности.
Согласно проекту плана российской стратегии восстановления после пандемии до конца 2021 года, который изучил Reuters, нефтяные компании могут также получить налоговые льготы по кредитам.
Однако один из представителей российской нефтяной промышленности спросил, достаточно ли восстановится мировой спрос на нефть в будущем, чтобы оправдать новые скважины: «Будем ли они нам когда-нибудь нужны?»
Олеся Астахова, Владимир Солдаткин, Катя Голубкова © 2020 Thomson Reuters
По теме:
ОПЕК и Россия договорились сокращать добычу ударными темпами еще месяц
Россия сократила добычу на 25%