И словно одной пандемии было мало, трейдерам и инвесторам пришлось бороться с усилившейся напряженностью между США и Китаем и обвалом цен на нефть, что спровоцировало падение акций, валют и облигаций развивающихся стран в течение этого периода. Последствия, скорее всего, будут еще долго ощущаться в будущем, поскольку глобальная рецессия теперь кажется практически неизбежной.
Вспышка в Ухане
Несмотря на то, что аналитики предсказывали позитивный год, в центральном Китае стал распространяться новый вирус. Инвесторы были настроены оптимистичны после подписания первоначального торгового соглашения между США и Китаем, но новости о загадочной вспышке пневмонии посеяли панику. Глобальные рисковые активы стали падать в середине января, когда Китай начал принимать меры по ограничению инфекции. Индекс акций развивающихся рынков упал более чем на 30%, после чего достиг дна в конце марта. В среду он вырос на 0.3%.
Сверхнизкие ставки
В условиях беспрецедентной изоляции по всему миру, призванной остановить распространение вируса, центральные банки стали обеспечивать ликвидность, а правительства объявили рекордные стимулы. Чиновники в развивающихся странах, от Бразилии до Южной Кореи, снизили ставки до небывалых минимумов, а некоторые стали проводить нетрадиционную политику. Оптимизм по поводу этих усилий помог остановить распродажу акций, несмотря на то, что число заражений продолжало расти. Крайне адаптивная политика привела к тому, что во втором квартале долларовые облигации развивающихся рынков продемонстрировали максимальный квартальный прирост с 2009 года.
Взаимные обвинения
После того, как отношения между Китаем и США улучшились к концу 2019 года, они снова испортились в первом квартале, когда Америка вышла на первое место по числу заболевших новым вирусом, после чего Дональд Трамп обвинил Пекин в ненадлежащей борьбе со вспышкой. Разногласия стали усиливаться, включая целый ряд вопросов от торговли до прав человека, а также введение Пекином нового закона о безопасности в Гонконге. Китайский юань упал до рекордно низкого уровня по отношению к доллару на зарубежных торгах на фоне спекуляций, что правительство готово ослабить валюту в ответ на американские санкции.
Обвал нефти
Развал союза между ОПЕК и Россией, который поддерживал нефтяные рынки в течение трех лет, привел к историческому падению цен на нефть ниже нуля в марте. В результате такие страны, как Россия и Индонезия, и так ослабленные из-за последствий коронавируса, столкнулись с еще большими экономическими трудностями. В апреле удалось достичь соглашения о сокращении добычи, которое производители продлили в июне. Даже с учетом сделки российский рубль упал в первом полугодии более чем на 10%.
Горячие точки в Латинской Америке
Во втором квартале Латинская Америка вышла в лидеры по числу случаев заболевания вирусом, что усугубило гуманитарные и экономические проблемы в регионе. В Бразилии число заболевших превысило 1.3 млн, и по общему количеству она уступает только США. Перу и Чили, которые сначала получили высокую оценку за принятие превентивных мер, также оказались в числе наиболее пострадавших стран. И хотя политики снизили ставки и приняли пакеты стимулирующих мер, экономический рост в регионе в этом году наверняка будет удручающим.
На грани дефолта
Из-за увеличения государственных расходов на борьбу с пандемией некоторые развивающиеся страны оказались на грани дефолта. Больше всего пострадали государства с большой задолженностью в иностранной валюте, так как расширяющиеся кредитные спреды препятствуют продаже еврооблигаций. Международный валютный фонд расширил программы экстренного кредитования беднейших стран, в то время как официальные кредиторы обещали приостановить выплаты. Эквадор погрузился в очередной долговой кризис после того, как сильно пострадал во время первой волны пандемии. Другие страны, которые и так столкнулись с финансовыми трудностями в начале года, включая Ливан, Аргентину и Замбию, принимают шаги по реструктуризации задолженности.
Мусорный рейтинг
ЮАР лишилась последнего инвестиционного рейтинга, когда агентство Moody's Investors Service в марте понизило рейтинг до мусорного уровня, что привело к исключению долга страны из индекса мировых государственных облигаций FTSE. Поскольку экономика уже находится в рецессии, изоляция из-за Covid-19 может привести к самому сильному обвалу за девяносто лет. Ранд упал до рекордно низкого уровня по отношению к доллару, в то время как доходность государственных облигаций резко выросла. Следующей может оказаться Индия. Ее кредитный рейтинг приблизился к мусорному уровню, после того как Fitch Ratings Ltd. понизило прогноз до негативного на фоне понижения рейтинга страны до самого низкого инвестиционного уровня агентством Moody's.
Убийство в Иране
Убийство иранского генерала Касема Сулеймани американцами в январе всколыхнуло развивающиеся рынки, поскольку это привело к обострению напряженности между Вашингтоном и Тегераном. США направили дополнительные войска на Ближний Восток после того, как Иран пригрозил ответными мерами. Сильнее всего пострадали ближневосточные рынки, где в январе были зафиксированы три из десяти мировых фондовых индексов с худшей динамикой. Ставки были даже выше, чем обычно, учитывая приток иностранных денег в регион. Валюты и акции развивающихся рынков восстановились после того, как США и Иран отказались от дальнейшей конфронтации.
Ограничения в Турции
Турецкие политики ужесточили торговые ограничения, а местные банки расширили интервенции на валютном рынке, чтобы поддержать лиру после падения до очередного рекордного минимума в мае. Валюта пострадала из-за оттока капитала, что усугубилось циклом смягчения на фоне чего реальные процентные ставки упали ниже нуля. Нормативные запреты достигли пика в мае, когда банковские службы на некоторое время запретили местным кредиторам торговать валютой с Citigroup Inc., BNP Paribas SA и UBS Group AG. По оценкам Goldman Sachs Group Inc., за четыре месяца с начала года центральный банк потратил из валютных резервов на интервенции около $45 млрд.
Столкновения на границе
Геополитическая напряженность вновь вспыхнула в июне, когда Северная Корея взорвала офис межкорейской связи, а между индийскими и китайскими солдатами произошла стычка на спорной границе. В результате за последние сорок лет солдаты впервые погибли в этом регионе. Напряженность ослабла, когда северокорейский лидер Ким Чен Ын отдал приказ о приостановке военных действий против Южной Кореи, а командующие из Индии и Китая согласились на деэскалацию ситуации в Ладаке.
По теме:
JBC Energy: ОПЕК в июне добывала меньше 22 млн б/д благодаря Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейту
Тень локдауна нависла над рынком акций
Bloomberg: осенью Россию накроет волна банкротств
Богатые китайцы выводят деньги из страны, опасаясь девальвации юаня