Улучшению атмосферы на рынке нефти в последнее время способствовало не только сокращение добычи, но и свидетельства быстрого восстановления спроса, однако рассчитывать на то, что рынок в полной мере оправиться от пандемии, не приходится.
Наиболее туманными перспективы возвращения к докризисному уровню потребления выглядят у рынка авиационного топлива. В Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) напоминают, что в 2019 спрос на таковое составил около 350 млрд литров (около 6 млн баррелей в сутки), в этом году он составит порядка 220 млрд литров. В следующем году вероятно восстановление, но по итогам года спрос вряд ли превысит отметку в 300 млрд литров.
Пандемия коронавируса стала испытанием для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), однако шок от резкого провала спроса может оказаться легче, чем длительный период восстановления, который ожидает рынок. Аналитики Goldman Sachs полагают, что для НПЗ настают непростые времена: при более низком спросе, который вернется к уровню 2019 лишь к 2022 году, на рынке появится куда больше производственных мощностей. В GS обращают внимание на то, что в период с 2021 по 2024 в строй будут введен ряд мега-проектов НПЗ, большинство из которых базируется в Китае и на Ближнем Востоке.
Аналитики отмечают, что это чревато падением загрузки НПЗ на 3% и снижением маржи, что может стать слишком тяжелым ударом для некоторых игроков. В Goldman Sachs считают, что драйвером восстановления спроса в ближайшие годы станут развивающиеся рынки, на которые и ориентированы новые проекты, так что наиболее вероятным является то, что закрытия НПЗ будут сконцентрированы в развитых странах. В банке также отмечают, что новые мега-НПЗ в значительной степени фокусируются на производстве дистиллятов, перспективы восстановления спроса на которые выглядят куда менее оптимистичными, чем у бензина. Восстановление спроса на авиационное топливо, как уже отмечалось, будет медленным, а потреблению дизеля в среднесрочной перспективе угрожает все более активное использование электромобилей.