В мае приток средств на краткосрочные рублевые депозиты населения сопровождался сокращением остатков в сегменте долгосрочных вкладов, отражая потребность физических лиц в финансировании текущих расходов в условиях действия режима самоизоляции, говорится в опубликованном Банком России июньском обзоре «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки». Интерес розничных клиентов к валютным вкладам в целом оставался невысоким, подчеркивается в документе.
Рублевая ликвидность
За июнь величина структурного профицита ликвидности снизилась на 0,4 трлн руб., до 1,2 трлн руб. В июне поступления в бюджет за счет основных налогов продолжили снижаться. В частности, существенно сократился традиционно проциклический налог на прибыль. При этом расходы бюджетной системы существенно увеличились, в основном за счет выплат населению, в том числе семьям, имеющим детей, и расходов на медицинскую помощь.
Валютная ликвидность
Увеличение стоимости валютной ликвидности произошло в условиях некоторого сокращения предложения валюты в сегменте «валютный своп» отдельными банками на фоне снижения у них объема чистых валютных обязательств перед компаниями. Помимо этого, в июне по сравнению с маем в среднем произошло сокращение нерезидентами коротких позиций по рублю в сегменте «валютный своп», что также могло оказать повышательное давление на стоимость валютной ликвидности.
Прогноз структурного профицита ликвидности на конец 2020 г. сохранен на уровне 2,2–2,8 трлн рублей.
Валютный курс
Курс рубля, укрепившись в начале месяца, затем две недели оставался относительно стабильным и значительно ослабился в последнюю неделю (3,4%). В результате по итогам месяца рубль ослабился на 1,5% до 71,19 за доллар. Ослабление курса отчасти объяснялось общим снижением валют развивающихся рынков из-за опасений второй волны коронавируса и возросшими геополитическими рисками.