Четверг оказался крайне неудачным для Kweichow Moutai: акции компании сегодня рухнули более чем на 8%, показав динамику хуже, чем индекс CSI 300, в состав которого они входят с внушительным весом в 4.97%. Капитализация производителя спиртных напитков, который в июне потеснил банк ICBC и стал самой дорогой компанией Китая, упала на 137 млрд юаней, то есть почти на $25 млрд. Однако и после падения Kweichow Moutai стоит $290 млрд, то есть больше, чем AB Inbev, Heineken и Diageo вместе взятые, и остаётся лидером на китайском рынке.
Как и бумаги других китайских компаний, акции Kweichow Moutai ощутили на себе рост интереса к фиксации прибыли после публикации данных по ВВП, продемонстрировавших не столь бодрое, как надеялись многие, восстановление активности потребителей. Однако ключевым ударом для компании стала публикация статья в Xuexi Xiaoze, подразделении государственной People’s Daily, в которой Kweichow Moutai обвинялась в извлечении прибыли от коррупции и взяток.
В статье сообщалось, что бывший председатель компании Юань Ренгуо в частном разговоре говорил о том, что продажи продукции компании, связанные с коррупцией, являются нормальной частью бизнеса. Он также отметил, что Центральная комиссия Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины не будет заходить слишком далеко и вмешиваться в бизнес компании.
Ренгуо был снят должности в мае 2018 и годом позднее арестован по обвинению в коррупции. В течение прошлом года схожая участь постигла еще несколько высокопоставленных сотрудников компании, в частности двое, согласно государственным СМИ, были арестованы на прошлой неделе.
Путь к славе и успеху Kweichow Moutai во многом обеспечили тесные связи с коммунистической партией. Ликер Moutai был любимым напитком Мао Дзедуна, многие его генералы в своих мемуарах писали о том, как дезинфицировали напитком свои раны, а в 1972 году им поили президента США Ричарда Никсона на банкете, предшествовавшем решению о нормализации отношений между двумя странами. В связи с этим критика со стороны издания, которое занята продвижением идеологии президента КНР Си Цзиньпина, выглядит тревожной.
Стоимость бутылки Moutai может достигать $370, и в Китае этот премиальный алкоголь часто используют для дачи взяток. Однако для инвесторов показатели продаж Moutai служат не только как барометр коррупции, но и как индикатор потребительской активности — 95% продукции компания реализует в КНР.
По теме:
Китайские акции обвалились после данных по ВВП
Гэри Шиллинг: рынок акций, как и в 1930-е годы, недооценивает масштабы бедствия в экономике