Темп роста евро, который прибавил 10% по отношению к доллару за последние 100 торговых дней, подстегивает разговоры о своего рода «жестоких» движениях валюты, на которые Европейский центральный банк неоднократно жаловался в прошлом.
Но пока с их стороны полное спокойствие - не было ни одного упоминания об этом. Или, в действительности, от экспортеров зоны евро.
После того как мировая экономика пережила шок от пандемии, обеим сторонам, возможно, придется думать о других проблемах.
Валютные рынки в основном были сосредоточены на второй валюте пары - отступлении доллара США в связи с прекращением финансового стресса, связанного с пандемией, вероятной перспективой еще большего ослабления ДКП со стороны Федерального резерва и надвигающимися выборами в США.
А улучшение восприятия евро было связана с «хорошими новостями» - европейскими планами фискальной поддержки после пандемии и связанным с этим снижением рисков распада зоны евро, а также относительно более успешным на сегодняшний день контролем над вирусом в регионе.
Но, абстрагируясь от европейской стороны уравнения, рост взвешенного с точки зрения международной торговли евро выглядит как ожог для центрального банка, пытающегося предотвратить риски дефляции, и для компаний-экспортеров, которые уже испытывают серьезный стресс от такой глубокой мировой рецессии.
Евро достиг самых высоких уровней за шесть лет на этой неделе - рост более чем на 7% всего за 160 торговых дней. В последний раз он так быстро рос в 2017 году - тогдашний глава ЕЦБ Марио Драги предупредил, что крутой подъем валюты стал «источником неопределенности» для стабильности цен.
В течение своей 21-летней истории ЕЦБ регулярно сталкивался с резкими скачками евро со словесным вмешательством.
Драги увидел в росте взвешенного по торговле евро более чем на 10% за 18 месяцев до начала 2014 года «повод для серьезного беспокойства» в свете низкой инфляции.
А предшественник Драги Жан-Клод Трише любил использовать слово «брутальный» для описания резких колебаний евро, сигнализируя о недовольстве центрального банка - впервые в начале 2004 года после роста на 20% за 18 месяцев и снова в 2007 году.
Тревоги нет
Но пока что официальные лица ЕЦБ практически не упоминали о движении евро.
В интервью Reuters в прошлом месяце главный экономист ЕЦБ Филип Лэйн упомянул только то, как центральный банк внимательно следил за рынками из-за его озабоченности по поводу более широких финансовых условий - и рынки и центральный банк были на одной волне.
Проблемы, вероятно, возникают тогда, когда о них пытаются умолчать.
Поскольку в четверг Германия зарегистрировала годовую инфляцию в размере 0,0% в июле - что намного ниже прогноза - растущий евро вряд ли может помочь центральному банку в достижении целевого уровня инфляции, в то время как долгосрочные рыночные инфляционные ожидания едва превышают 2-процентную цель.
Тем не менее, корпоративная Европа также ничего не промолвила по поводу валюты, поскольку она сталкивается с более серьезными проблемами, резко снижающими прибыль во втором квартале из-за пандемии.
Инвесторы тоже не видят повода для беспокойства. Последние обновления стратегии двух крупнейших мировых управляющих активами - Blackrock и Amundi - едва упомянули о росте евро - даже несмотря на то, что первый вновь подтвердил свое предпочтение по отношению к европейским акциям над американскими, а второй понизил свой взгляд на евро / доллар до «нейтрального».
Barclays считает, что европейские акции и евро могут продолжать расти, поскольку они оба извлекают выгоду из трансатлантических инвестиционных потоков и обоснованы фундаментальными показателями.
«Мы полагаем, что быстрое восстановление курса евро / доллар еще не является препятствием для роста котировок акций еврозоны, поскольку корреляция между ними была в основном положительной после GFC (мировой финансовый кризис)», - сказал глава европейской стратегии по акциям Эммануэль Кау.
И, несмотря на всю ярость недавнего движения, взвешенный по торговле индекс евро всего лишь вернулся к тому, с чего начал свою жизнь в январе 1999 года — побывав на 12% выше этого показателя и более чем на 21% ниже за прошедшие 21 год.
Хотя в разгар кризиса в связи с пандемией она ненадолго поднялась выше 10%, подразумеваемая трехмесячная волатильность опционов евро / доллар остается относительно подавленной, чуть выше 7% - половина от пиков, достигнутых во время банковского кризиса и кризиса евро за последние 12 лет.
Более того, аналитики JPMorgan считают, что большая часть недавнего роста евро была обусловлена спекулятивными потоками и корпоративным хеджированием.
Тем не менее, некоторые валютные фонды, такие как «Millennium», привязали «справедливую стоимость» евро / доллара к уровням на 5% выше, чем текущие курсы, а валютные рынки имеют давнюю традицию движений, основанных на импульсах, которые выходят за эти рамки.
В связи с небольшим количеством причин покупать доллар в преддверии ноябрьских выборов, ускорение роста евро может все же стать «жестоким».
Майк Долан © 2020 Thomson Reuters
По теме:
Курс доллара рухнул в понедельник
Предложение Трампа перенести выборы подтолкнуло доллар вниз
Курс доллара обновил двухлетний минимум
Историческая сделка ЕС открыла евро путь на $1.30
Курс доллара может внезапно рухнуть, предупреждает бывший замдиректора МВФ
Курс евро достиг максимальной отметки с октября 2018
«Доллар будет падать очень, очень резко» — видный экономист Йельского университета