График турецкой лиры к доллару
Резкое падение лиры в последние дни вызывает опасения по поводу последствий, которые могут распространиться за пределы Турции. В этом году лира упала по отношению к доллару почти на 19%, что является самым резким годовым падением с 2018 года, когда она потеряла более четверти своей стоимости. По отношению к евро в этом году она потеряла пятую часть своей стоимости.
Центральный банк Турции пытался поддержать свою валюту, опустошив большую часть собственных валютных резервов и даже продавая заемные миллиарды долларов для покупки лиры. Но в последние недели валютные интервенции не приносят успеха. Валюта упала на 6,6% по отношению к доллару с 24 июля, что вызвало слухи о том, что у центрального банка «закончились патроны».
Возобновившееся давление на валюту вызывает опасения относительно долгосрочной способности Турции выплатить долг своим иностранным кредиторам, в том числе европейским банкам. Ослабшая лира также делает импорт более дорогим и угрожает ограничить спрос Турции на товары из Европы в то время, когда пандемия уже подорвала торговлю и объем производства в торговом блоке.
«Если ситуация в Турции продолжит обостряться, это может иметь побочные эффекты для евро», — считает Ли Хардман, валютный аналитик японского банка MUFG. «Еврозона имеет более тесные торговые связи с Турцией, чем США».
Турция не является членом Европейского союза, однако имеет тесные торговые отношения с торговым блоком. В прошлом году Турция была шестым по величине рынком товаров на экспорт.
Европейские банки сократили свои отношения с Турцией после валютного кризиса 2018 года, поскольку ослабление лиры может привести к тому, что турецкие компании и банки будут испытывать трудности с выплатой процентов или погашением своих зарубежных долгов. Но, по данным Банка международных расчетов, у испанских и французских банков по-прежнему больше всего непогашенных кредитов Турции из всех нетурецких кредиторов, что намного превосходит банки США.
В этом году Турция стимулировала спрос на импорт за счет снижения процентных ставок и расширения доступа домашних хозяйств и компаний к дешевым кредитам. Это особенно тревожно, потому что страна зарабатывает все меньше долларов и евро из-за спада туризма и экспорта в целом. Дефицит внешней торговли, или разница между импортом и экспортом, увеличился, повышая дефицит текущего счета и обостряя потребность в иностранной валюте.
Ухудшение экономической картины заставило инвесторов предположить, что страна приближается к кризису платежного баланса. В этом случае Турция попросту не сможет оплачивать импорт из Европы или производить выплаты по своему внешнему долгу.
По словам инвесторов, ослабленная экономика Турции и снижение спроса на европейские товары могут поставить под угрозу темпы восстановления ЕС после спада, вызванного пандемией коронавируса. Рассуждения о том, что экономика ЕС будет восстанавливаться быстрее, чем американская, отчасти базировались на том, что союз, по всей видимости, смог сдержать новые очаги распространения коронавируса в отличие от США. Эти аргументы подтолкнули евро к двухлетнему максимуму по отношению к доллару в конце июля.
«Учитывая, что евро вырос на идее о том, что рост экономики Европы будет проходить с опережением, теперь вы понимаете, что это была не полная история», — сказал Вираж Патель, стратег по валютным курсам и глобальным ставкам из исследовательской фирмы Arkera.
В понедельник евро упал на 0,2% по отношению к доллару, умерив рост в этом году примерно до 4,9%. Индекс доллара США ICE, который измеряет курс доллара по отношению к корзине основных валют, в понедельник вырос на 0,1%. Индекс доллара в этом году упал более чем на 3%.
В знак уменьшения аппетита инвесторов к риску доходность 10-летних казначейских облигаций США упала до 0,549% с 0,562% в пятницу. Доходность падает, когда цены на облигации растут.
Кейтлин Острофф и Пэт Минчески, по материалам Dow Jones Newswires и The Wall Street Journal
По теме:
Курс доллара будет падать несколько лет — Oxford Economics
Историческая сделка ЕС открыла евро путь на $1.30
Турция затеяла опасную игру с рынками, и теперь пора делать выбор