Загадка, сформулированная в 1960-х годах бывшим министром финансов Валери Жискаром д’Эстеном, скоро решится. По словам Жискара, Штаты эксплуатируют свое привилегированное положение эмитента мировой резервной валюты и беспрепятственно берут в долг у всего мира, чтобы расплатиться за свою привычку жить на широкую ногу. Но все хорошее когда-то кончается. Закончится и эта привилегия. По мнению экспертов, доллар рухнет на 35% уже к концу 2021 года.
Идеальный шторм для доллара
Причина известна: резкое сокращение внутренних сбережений на фоне зияющей дыры в бюджете. Во втором квартале 2020 года чистые внутренние сбережения — показатель, учитывающий сбережения домохозяйств, компаний и государственного сектора с поправкой на инфляцию — вышел на отрицательную территорию и достиг −1.2%. Последний раз такое было во время мирового финансового кризиса. Более того, в квартальном исчислении показатель упал более чем на 4% а такие глубокие просадки фиксировались лишь в послевоенное время, в 1947 году.
Динамика сбережений в США
Источник: The Financial Times
Стоит ли удивляться, что дефицит текущего счета идет тем же путем. Сбережений нет, а обеспечивать рост экономики как-то надо. Вот и приходится Штатам эксплуатировать свое преимущество и кредитоваться у других стран. В результате дефицит текущего счета достиг −3,5% от валового внутреннего продукта, что на 1.4% ниже первого квартала. Тоже рекордное снижение.
Коронавирус изрядно раздул дефицит федерального бюджета, но он стал лишь искрой под стогом сена. Уже перед пандемией, в период с 2011 по 2019 годы, норма чистых внутренних сбережений составляла всего 2,9% от валового национального продукта. В период с 1960 по 2005 годы она была выше 7%. Такая тонкая подушка безопасности не защитит даже от слабой встряски, не говоря уже про коронавирус.
Дефицит бюджета накапливался годами, а тающие сбережения и дефицит текущего счета лишь усиливали давление. По последним оценкам Бюджетного управления Конгресса, в этом году дефицит федерального бюджета составит 16%, а в следующем году резко снизится «всего» до 8,6%. Если же Конгресс согласится на очередной пакет стимулирующих мер, то дефицит продолжит расти.
В этом случае чистая норма сбережений нырнет еще глубже на отрицательную территорию, а это не сулит американской экономике ничего хорошего. Если не принимать в расчет амортизацию недвижимого имущества и инфраструктуры, Штаты, по сути, проедают сбережения, необходимые для стимулирования роста производительности. Если не будет денег извне, не будет и роста. В результате текущий дефицит только усугубится.
Точка невозврата
Это та самая точка невозврата, в которой доллар лишается своего особого преимущества. Учитывая то, что позиция Америки в качестве эмитента доминирующей резервной валюты медленно слабеет с 2000 года, кредиторы, скорее всего, потребуют новые условия по своим огромным ссудам. Тут есть два пути: процентные ставки и валютные корректировки. Федрезерв недавно переключился на стратегию, учитывающую среднее значение инфляции, а не конкретную цель. Кроме того, Центробанк пообещал держать ставку около нуля еще несколько лет. Это значит, что повышения доходности по кредитным инструментам не предвидится. Соответственно, остается лишь один путь — через девальвацию доллара.
Динамика дефицита текущего счета
Источник: The Financial Times
Между тем доллар сильно переоценен, и это делает его особенно уязвимым. Несмотря на снижение, индекс эффективного реального курса все еще на 27% выше минимумов, достигнутых в июле 2011 года. Таким образом, доллар остается самой переоцененной в мире валютой, а экономику США тем временем затягивает в беспрецедентную ловушку сбережений и дефицитов.
Валюты — это отношения цен. Доллар всегда выигрывал от того, что у него нет альтернативы. Однако задумайтесь, 21 июля подписано соглашение о формировании Европейского фонда на сумму 750 млрд евро — это первый шаг на пути к общеевропейской фискальной политике. Недооцененный евро получил шанс проявить себя. Золото, юань и криптовалюты тоже претендуют на статус альтернативы.
В 1970-х и в середине 1980-х индекс доллара падал на 33% в реальном выражении. С 2002 по 2011 годы — еще на 28%. В эти периоды чистая норма внутренних сбережений составляла в среднем 4,9%. Сегодня −1,2%. Дефицит текущего счета составлял −2,5% от ВВП против −3,5% сейчас. Учитывая то, что Штаты растратили свои преимущества, во время этой коррекции доллар уязвим, как никогда. Крах не за горами.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Bloomberg рассказал, от чего будет зависеть курс рубля в ближайший месяц