Сложилась парадоксальная ситуация. Индексы S&P 500 и Dow Jones Industrial Average достигли рекордных уровней. В то же время американская экономика отчаянно пытается восстановиться, рынок труда ослаб, а государственный и частный секторы накапливают рекордные долги из-за разрушительной пандемии. Неизбежное завершение программ социальной защиты в США приведет к дальнейшему росту безработицы наряду с увеличением корпоративных дефолтов в следующем году. В других развитых странах происходит примерно то же самое.
Кажется, что инвесторы слишком оптимистичны. Тем не менее рынок правильно делает, не обращая внимания на очевидное увеличение разрыва между стоимостью акций и реальной экономикой. После мартовской паники, вызванной коронавирусом, акции росли благодаря экспансионистской фискальной и монетарной политике. Сейчас новости о вакцинах будут в значительной степени способствовать мощному экономическому подъему в 2021 году.
Крис Уотлинг из Longview Economics отмечает, что, несмотря на экономический спад, американский корпоративный сектор сгенерировал свободный денежный поток во втором квартале этого года, что обычно знаменует начало новых экономических циклов. Он также добавил, что домохозяйства по всему миру накопили высокий уровень избыточных сбережений, которые составляют от 7.5 до 10% от валового внутреннего продукта — достаточно, чтобы обеспечить значительный уровень потенциальных расходов и экономического стимулирования.
Риски нетрадиционной политики
Тем не менее инвесторам стоит признать, что рынок, который по сути управляется политикой, зачастую накапливает будущие проблемы. Именно так происходит и сейчас, поскольку сверхнизкие процентные ставки, установленные в результате программ покупки активов центральными банками, нарушили нормальное соотношение между риском и вознаграждением.
Один из очевидных примеров связан с практикой, навязанной бдительными участниками рынка облигаций, когда чрезмерная эмиссия государственных облигаций угрожает возврату инфляции. Инвесторам бессмысленно отказываться от поглощения государственных бумаг, если центральные банки все равно их уничтожат.
Общая теория занятости, процента и денег Джона Мейнарда Кейнса предполагает эвтаназию рантье, когда инвесторам, полагающимся на процентный доход, придется бороться за выживание при падении ставок. В современном мире низких и отрицательных процентных ставок наблюдается и эвтаназия рантье, и линчевание облигаций.
Подталкивая инвесторов к поиску доходности, центральные банки сформировали неправильную оценку кредитного риска. Ярким примером стал выпуск Перу суверенного долга сроком на 100 лет с доходом 3.23% сразу после конституционного кризиса. Перу — не Аргентина, тем не менее страна может сильно повлиять на мнение участников рынка об этом регионе, который исторически подвержен дефолту.
Самым опасным последствием нетрадиционной политики центральных банков является моральный риск. Сверхнизкие процентные ставки создают стимулы для заимствований, упрощая обслуживание долга. В результате сформировалась чрезмерная тяга к кредитам. Институт международных финансов считает, что по сравнению с уровнем 2019 года глобальный долг вырастет больше чем на $20 трлн долларов — до $277 трлн к концу года, что составляет 365% ВВП.
Нужны новые меры
Такое накопление долга препятствует экономическому росту. Это вызывает беспокойство, поскольку арсенал монетарной политики практически исчерпан. Ранее главный экономист МВФ Гита Гопинат написала в Financial Times, что мир оказался в глобальной ловушке ликвидности. То есть процентные ставки настолько низкие, что домохозяйства и компании не хотят тратить деньги. Когда это происходит, монетарные стимулы перестают оказывать существенное влияние на уровень цен.
Поэтому центральные банки призывают к тому, чтобы большую часть бремени борьбы с пандемией взяла на себя фискальная политика. Тем не менее, в США планы по дальнейшему налоговому стимулированию так и застряли на Капитолийском холме, а в Европе Венгрия и Польша отказываются ратифицировать бюджет ЕС и предлагаемый фонд восстановления от коронавируса.
Трудно винить центральные банки за их действия после масштабного финансового кризиса 2007-08 годов. Без них депрессия была бы неизбежна. Проблема в том, что со временем мир будет все более уязвим перед инфляцией, поскольку центральные банки не захотят дестабилизировать экономику и финансовую систему, повышая процентные ставки, когда долг находится на беспрецедентном уровне, опасаясь поставить под угрозу свою независимость.
Акции взлетели на головокружительную высоту. В краткосрочной перспективе рынок будет метаться из стороны в сторону в ответ на новости о коронавирусе и вакцинах. По данным опроса управляющих глобальными фондами Bank of America, денежные запасы управляющих фондами вернулись к докоронавирусному уровню, и может наступить период нестабильности. Но долгосрочным инвесторам удастся его преодолеть. Вполне возможно, вскоре появятся хорошие новости по поводу фискальной политики, и начнется восстановление.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Два авторитетных банка США делают ставку на недооцененные акции
Опрос Reuters: ралли на рынке акций продлится еще полгода-год
Morgan Stanley: рынок акций США может рухнуть на 12% до конца года