Многие с легкостью поверили в восстановление нефти. Все надеются, что после напряженного 2020 года, наступят лучшие времена. Но предстоит еще долгий путь, прежде чем мир вернется к нормальной жизни. На момент написания статьи нефть марки Brent продается по $50.7 за баррель, с пятницы 18 декабря нефть подешевела более чем на $2 на фоне новых ограничений в Европе и Великобритании.
Эта суровая реальность не помешала ценам на нефть вырасти с начала ноября на $14 за баррель или на 37%. Как раз в это время объявили об успешном испытании вакцин от SARS-Cov-2, и уже начали применять их в Великобритании и США. Наконец, появилось чувство оптимизма, утраченное в начале года, когда мир захлестнула новая болезнь, пришедшая из Китая.
Понятно, что нефтяной рынок вздохнул с облегчением. По мере распространения вирус оказывал разрушительное воздействие на жизнь и экономику. Чтобы замедлить распространение инфекции, странам пришлось закрыться, что привело к беспрецедентному падению спроса на нефть.
Крупнейшие мировые аналитики по нефти — Международное энергетическое агентство, Управление энергетической информации США и Организация стран-экспортеров нефти — лишь со временем начали учитывать вирус в прогнозах, так как изначально они думали, что он не выйдет за пределы Китая. Но к апрелю стало ясно, что болезнь быстро распространяется в других регионах. Прогнозы по спросу на нефть в 2020 году сократились и в последующие месяцы практически не восстановились.
Ожидается, что в этом году потребление нефти будет примерно на 10 млн баррелей в день ниже объемов, спрогнозированных в конце прошлого года, а этого было бы достаточно, чтобы обеспечить всю Африку и Латинскую Америку.
Вялая реакция
Производители нефти реагировали медленно. Казалось бы, непримиримые разногласия между ОПЕК и ее союзниками привели к тому, что в марте Россия отказалась увеличить объемы сокращения добычи, чтобы поддержать цены на нефть. Но уже в следующем месяце они договорились о рекордном сокращении добычи на 9.7 млн баррелей в день с начала мая.
Кроме того, поставки сократили и производители, не входящие в группу ОПЕК+, поскольку бюджет был урезан, а некоторые операции оказались экономически нецелесообразны. Добыча нефти в США, которая уже достигла пика в ноябре прошлого года, упала в период с марта по май на 2.7 млн баррелей в день или на 21%. Примерно треть этого объема была восстановлена в последующие месяцы.
Вялая реакция привела к резкому росту запасов нефти. Хранилища были заполнены, суда стали использоваться для хранения избыточного объема, а резервные мощности в Кушинге, штат Оклахома, — пункте поставки нефти West Texas Intermediate — были исчерпаны, на время опустив цены ниже нуля впервые в истории.
К концу октября запасы нефти в развитых странах ОЭСР оставались выше максимума, достигнутого во время всплеска в 2016 году, предшествовавшего формированию ОПЕК+, хотя они и сокращались в течение предыдущих трех месяцев.
Благодаря тому, что Саудовская Аравия следит за соблюдением соглашения со стороны производителей ОПЕК+, удалось создать дефицит предложения, необходимый для сокращения запасов. Хотя фактический лидер картеля не обвинил Россию, второго по величине производителя группы, добывающего избыточные объемы нефти, она была готова наказать своих соседей — Ирак и Объединенные Арабские Эмираты — за несоблюдение целевых показателей по добыче. В результате общее выполнение группой целевых показателей оказалось на более высоком уровне, чем кто-либо ожидал.
Долгий путь к восстановлению
Но впереди еще долгий путь. Последние прогнозы трех агентств показывают, что мировой спрос на нефть будет отставать от соответствующих уровней 2019 года в течение всего следующего года, и это несмотря на позитивные новости о вакцинах. И перспективы ухудшаются, а не улучшаются. Собственные аналитики ОПЕК понижают прогнозы по спросу на нефть в 2021 году в каждом новом отчете с июля, когда они впервые начали публиковать квартальные показатели на следующий год.
Восстановление спроса носит неоднородный характер — как с географической, так и с отраслевой точки зрения. Кроме того, спрос будет сильно зависеть от исхода борьбы с пандемией. На большей части Европы и на некоторых важных рынках Азии вновь действуют более жесткие ограничения. Новые случаи заболевания выявляются в Южной Корее, хотя страна пока не стала ужесточать правила социального дистанцирования, в то время как новая волна заражений мешает хрупкому восстановлению Японии.
Различная скорость добычи разных продуктов создает проблемы для нефтеперерабатывающего сектора. В то время как спрос на дизельное топливо растет, поскольку увеличивается потребность в грузовых перевозках для доставки товаров из интернет-магазинов, потребление авиатоплива остается на минимуме, а коммерческие рейсы составляют лишь 60% от сопоставимого уровня прошлого года. Ситуация вряд ли изменится в ближайшее время, и люди, скорее всего, будут опасаться летать в течение нескольких месяцев.
Распространение эффективных вакцин знаменует собой начало новой эпохи после пандемии. Но глупо думать, что мир пересек финишную черту, едва увидев ее. Предстоит долгий путь, и следующие несколько месяцев будут тяжелыми, как для здоровья и благополучия людей, так и для всей экономики и нефтяного сектора в частности.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
По теме:
UBS: спрос на нефть заметно не увеличится до 2 квартала 2021 года
Избыток предложения нефти может возникнуть уже в первом квартале 2021 года