График доллара к франку с интервалами в 1 час
Федрезерв наводнил мир долларами, спровоцировав девальвацию национальной валюты и укрепление валют других стран. Швейцарский франк за год подорожал по отношению к доллару почти на 10%, и даже интервенции, реализованные Центроабнком в декабре, не смогли остановить этот процесс.
Многие трейдеры считают, что Штаты опоздали со своими обвинениями в адрес Национального банка Швейцарии (НБШ) на шесть лет. В январе 2015 года регулятор погрузил финансовые рынки в хаос, внезапно отказавшись поддерживать курс франка на определенном уровне. Более того, буквально за несколько дней до этого высокопоставленный чиновник подтвердил намерение банка использовать этот механизм. Решение грянуло как гром среди ясного неба. Банки, финансовые институты и инвесторы понесли большие убытки, брокерские конторы обанкротились, а судебные споры затянулись на годы.
Справедливости ради у НБШ не было другого способа отказаться от этой стратегии. Однако в отрасли многие были недовольны. Они утверждали, что этот шаг оказался валютной манипуляцией чистой воды. Пообещав поддерживать нижний предел валютного курса, центробанк допустил рост крупных ставок на то, что евро не ослабнет ниже Sfr 1.20. Когда SNB отступил, евро рухнул, поскольку инвесторы поспешили ликвидировать ставки, в результате чего франк взлетел почти на 40%.
При этом американский Минфин в своем отчете, опубликованном три месяца спустя, выразил понимание и воздержался от критики альпийского государства.
Валютные интервенции НБШ
Однако в прошлом году швейцарский ЦБ снова был вынужден вмешаться в работу валютных рынков, чтобы остановить рост франка. Паника на финансовых рынках, вызванная пандемией, спровоцировала бегство от рисков в безопасные активы. Инвесторы кинулись скупать франки, что привело к резкому укреплению валютного курса и побудило ЦБ к действиям. На этот раз администрация Трампа отреагировала жестко, заявив, что банк манипулирует валютным курсом.
Федеральная резервная система США наводнила мир триллионами долларов, однако вмешательство швейцарских политиков с суммой менее $98 млрд показалось чиновникам американского Минфина чрезмерным.
«Согласно узким критериям Минфина, Швейцария совершила преступление. Однако в этих обвинениях больше дыр, чем в куске сыра Эмменталь», — заявил Дэвид Оксли, старший экономист Capital Economics по Европе.
По словам Оксли, Минфин признал, что профицит торгового баланса Швейцарии с США — один из трех критериев в основе обвинения, — в этом году вырос в основном из-за того, что Штаты покупали швейцарское золото. В докладе также не учитывался сектор услуг, где США имеют существенный профицит.
Но решающим фактором стало решение НБШ вмешаться в ситуацию с франком. Валютная интервенция предполагает некоторый ущерб для репутации, поскольку центральные банки имеют соглашения и обязательства, согласно которым валютные курсы должны регулироваться рынком. Политики обычно прибегают к прямым валютным интервенциям только тогда, когда исчерпаны все остальные ресурсы, такие как снижение ключевых ставок.
Других вариантов нет
Швейцария уже давно перестала заботиться о деталях, потому что у нее закончились другие политические инструменты. В стране самая низкая ключевая ставка среди стран Большой Десятки — минус 0.75%, внутренний рынок облигаций относительно невелик, а в периоды потрясений франк, как валюта-убежище, резко растет.
В условиях посткоронавирусной политики некоторые крупные центральные банки также могут столкнуться с неудобным выбором. Федрезерв вылил на рынки океан денег. Эта «толща воды» давила на доллар в течение прошлого года. В результате, к большому неудовольствию ЕЦБ евро вырос почти на 10% по сравнению с началом 2020 года.
Неудивительно, что в тот же день, когда Минфин объявил о своем решении, НБШ заявил, что «по-прежнему готов активно вмешиваться в валютный рынок».
И ему придется так поступить. Даже после значительного роста на рынке рисковых активов в 2020 году франк почти на 10% дороже по отношению к евро, чем в течение пяти лет существования нижнего предела валюты. В то же время доллар понес серьезные потери, подешевев за год более чем на 7% по отношению к корзине валют. По отношению к швейцарскому франку доллар потерял более 9% стоимости в 2020 году.
Лишь немногие аналитики ожидают значимых действий от Минфина США. Предполагается, что избранный президент Джо Байден будет придерживаться менее конфронтационного подхода к торговле, чем его предшественник. И аналитики считают, что швейцарский франк вряд ли изменит направление после того, как Штаты навесили на него клеймо.
«Это обвинение вдвойне обидно для НБШ, потому что если швейцарские политики пытались получить конкурентное преимущество, то они явно не слишком справляются!» — добавил Оксли.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Национальный банк Швейцарии продал рекордный объем франков с 2012 года
США назвали Швейцарию валютным манипуляторам, та в ответ пообещала усилить интервенции
Национальному банку Швейцарии придется продать часть американских акций